Дизельный мотор — это поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха. Он применяется в автомобилях, тепловозах, автобусах и грузовиках, тракторах, кораблях и другой технике. Спектр видов топлива для дизельных двигателей весьма широк, включая все фракции нефтеперегонки и ряд продуктов природного происхождения.
По сравнению с бензиновыми двигателями в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), хотя в связи с применением каталитических нейтрализаторов на бензиновых двигателях это преимущество уже не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе дизеля в заметных количествах — углеводороды (СН), окислы азота (NOх) и сажа или её производные в форме чёрного дыма.
В России больше всего загрязняют атмосферу двигатели старых грузовиков и автобусов, которых у нас ещё довольно-таки много на дорогах. Две самые вредные для здоровья составляющие выхлопа дизельного мотора — оксиды азота, вызывающие нарушения дыхания, и ультрадисперсные частицы сажи, увеличивающие риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака лёгких. Для борьбы с сажей дизели снабжают фильтром, который владельцы автомобилей часто удаляют из-за дороговизны его замены.
Разумеется, такой мотор наносит ощутимый вред окружающей среде. А на махинациях с содержанием в выхлопных газах оксидов азота в последнее время ловили и самих автопроизводителей – у всех до сих пор на слуху знаменитый «Дизельгейт». Напомним, тогда Volkswagen поймали на фальсификации результатов измерений содержания вредных выбросов при помощи использования специального программного обеспечения.