Федеральный проект "Оздоровление Волги" предусматривает генеральную уборку берегов великой русской реки, строительство и реконструкцию очистных сооружений, чтобы сократить объем выбрасываемых в воду неочищенных стоков. Должны привести в порядок гидротехнические сооружения, расчистить и углубить дно на путях движения рыбы, особенно в низовьях. Кроме того, из акватории надо поднять на поверхность и утилизировать почти сотню затонувших в Волге судов.
Специалисты Счетной палаты в ходе проверки выяснили, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов охватывают только часть акватории Волги. Из-за проблем с этими документами оценить важность проблем и составить план работ оказалось невозможно. Имеющиеся схемы касались отдельных участков реки, общая так и не была составлена, хотя такое требование правительства появилось еще в 2006 году.
Чтобы исправить эту ситуацию, Счетная палата рекомендует воспользоваться возможностями, которые появились после продления сроков реализации нацпроектов до 2030 года. Этого времени будет достаточно и для создания сводной схемы, и для регулирования Волжко-Камского каскада водохранилищ, без которого трудно решить экологические проблемы Волги и особенно ее низовьев.
Кроме того, Счетная палата выявила, что мероприятия федерального проекта в большей своей части сформированы на основе мероприятий уже реализуемых госпрограмм по сельскохозяйственной и рыбохозяйственной мелиорации, экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов. Они нужны и важны, но не решают задач, поставленных указом президента.
"Рыбохозяйственной мелиорацией охвачено 48% каналов-рыбоходов, сельскохозяйственной - 11,9% каналов и трактов, - отметили в Счетной палате. - Ликвидация накопленного экологического вреда предусмотрена на 20 объектах в девяти регионах. Не включены в проект регионы с крупными предприятиями-загрязнителями, в том числе Республика Башкортостан и Тульская область, качество водных объектов которых с категорией "грязная" и "очень грязная" составляет 91,8% и 81,3% соответственно".
Недостатки в планировании мероприятий привели к переносу сроков их проведения и низкому уровню исполнения расходов федерального бюджета, заключили в контрольном ведомстве. Кассовое исполнение средств федерального бюджета составило в 2018 году 73,9%, в 2019 году - 72,0%, за девять месяцев 2020 года - 41,0%.
Выявлены проблемы и в организации управления работами: на федеральном уровне этим занимались два проектных офиса, которые не смогли скоординировать свою деятельность. Не были предусмотрены эффективные механизмы привлечения внебюджетных источников, в том числе частных инвесторов-концессионеров к реализации проектов в отношении объектов водоотведения, добавили в счетной палате. В результате в 2019 году внебюджетные источники обеспечили только 46,1% от запланированного финансирования.
В Счетной палате отмечают, что формально отставания от графика работ нет - сроки достижения результатов установлены на 2021-2024 годы. Однако существующая динамика выполнения проекта настораживает. Например, из-за отсутствия проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений оказались исключены из программы семь объектов в Нижегородской области. По семи другим объектам в Ярославской области сроки пришлось переносить. В результате 733,2 млн рублей, которые должны были быть направлены на ликвидацию локального участка шламонакопителя "Белое море" площадью 0,5 га, в 2020 году возвращены в резервный фонд правительства.
Всего с 2018 по 2020 год Счетная палата обнаружила 140 нарушений на общую сумму 1,085 млрд рублей. Они связаны с нарушениями законодательства о контрактной системе, градостроительной деятельности, а также формирования и исполнения бюджетов, по предоставлению и использованию межбюджетных трансфертов, ведению бухгалтерского учета.
"Реализуемые мероприятия позволяют достичь показателей федерального проекта, но не отражают существенного вклада в решение задач указа президента, в том числе по оздоровлению Волги за счет снижения сброса сточных вод, - сделали вывод в Счетной палате. - Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что снижение с 1990-х годов объемов сброса загрязненных сточных вод более чем в два раза существенно не повлияло на качество воды в бассейне в целом. При этом федеральным проектом не предусмотрены механизмы решения проблемы диффузного стока".
Проведенный анализ показал, что к основным риск-образующим факторам реализации проекта можно отнести некачественное планирование, неэффективное администрирование, ограниченность информационного обеспечения, в том числе в части предоставления объективной и своевременной информации о его реализации, возникновение непредвиденных чрезвычайных ситуаций, изменение макроэкономических условий, добавили в Счетной палате.