Данная мера объясняется сопоставимым ослаблением рубля, понижающим совокупный торговый барьер, а также окончанием действия последних активных соглашений о промышленной сборке, которые были исключением из правил ВТО.
Как давно в России действует утилизационный сбор на машины?
В 2010-2011 годах в России действовала программа утилизации автомобилей. Тогда сбор за данную услугу составлял 3 000 рублей. Он удерживался с владельца машины при заключении договора утилизации.
С сентября 2012 года утилизационный сбор стал взиматься при таможенном оформлении. Тогда эту меру называли компенсацией снижения пошлин после вступления РФ в ВТО.
Первоначально утилизационный сбор платили исключительно импортеры, а с 2014 года его распространили и на российских автопроизводителей, однако некоторым из них предоставили промышленные субсидии. Для этого производители подписывают специальный инвестиционный контракт (СПИК).
Сколько составляет утилизационный сбор?
Размер утилизационного сбора увеличивался уже три раза. Его базовая ставка для легковых машин, включая внедорожники, составляет 20 тысяч рублей, для грузового транспорта и автобусов — 15 тысяч. Сбор повышается за счет введения новых коэффициентов, на которые умножается базовая ставка в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства.
Последний раз утилизационный сбор повышали 1 января 2020 года. Тогда коэффициент сбора для новых машин объемом двигателя до одного литра увеличился на 46%: с 1,65 до 2,41. Для транспортных средств с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент вырос с 4,2 до 8,92 (на 112,4%), с объемом от 2 до 3 литров — с 6,3 до 14,08 (на 123,5%), с объемом от 3 до 3,5 литров — с 5,73 до 12,98 (на 126,5%). На новые авто с объемом двигателя более 3,5 литров утильсбор увеличился на 145% — с 9,08 до 22,25. Коэффициент сбора на новые электромобили не изменился и составляет 1,63.