Близкий мне человек подхватил ковид еще в феврале, когда казалось, что смертоносный вирус где-то очень далеко. О том, что это был именно COVID-19, мы узнали значительно позже, когда появились тесты. А тогда мне больше всего запомнились жалобы на страшную головную боль, от которой можно было лезть на стены, потому что ничего не помогало, кроме совета врача очередной «скорой» – принимать очень горячий душ.
«Первый и наиболее частый симптом – беспричинная сильнейшая и длительная головная боль, которая не снимается привычными для больного препаратами. Больше ничего! – пишет на своей страничке в социальных сетях профессор Александр Кухарчук. – Это уже 90% правильного диагноза: уберите путем опроса больного гипертонию, вегето-сосудистые нарушения и травмы головы в анамнезе – диагноз в условиях пандемии становится точным на 99%. Один процент можно оставить на паникеров и неврастеников».
Вторым по частоте проявлений симптомом доктор считает чрезвычайную слабость и разбитость, когда человек жалуется, что руку не может поднять, голову от подушки оторвать тяжело. Некоторые признаются, что они просто умирают от слабости. По мнению профессора, это не знакомая большинству людей интоксикация, а глубокое нарушение метаболизма, то есть обмена веществ.
Прочая симптоматика в начальной фазе болезни встречается намного реже и диагностического значения, по мнению ученого, практически не имеет, хотя должна вызвать подозрение. К примеру, коронавирусный конъюнктивит, у взрослых как первое проявление COVID-19 встречается в 5% случаях, чаще у стоматологов и окулистов, которые работали без защиты глаз.
Поскольку против коронавируса до сих пор нет препарата прямого действия, а степень тяжести заболевания во многом зависит от количества вирусных частиц, попавших в организм при заражении, то лечение на ранних стадиях, по сути, является профилактикой развития тяжелых форм.
Почему люди, заболевшие COVID-19, испытывают сильнейшую головную боль?
- Дело в том, что головная боль при коронавирусной инфекции связана с поражением эндотелиальных клеток сосудов, – комментирует Лев Кактурский, член-корреспондент РАН, научный руководитель ФГБНУ «НИИ морфологии человека», президент Российского общества патологоанатомов. – Это касается не только легких, но и всех органов абсолютно. При воспалении стенок сосудов сужается их просвет, вследствие чего происходит недостаточный приток крови. Головная боль – признак гипоксии, то есть недостатка кислорода, который и переносится с током крови. Это крик о кислородном голодании. Из-за повреждения сосудов возникают тромбы и кровоизлияния, которые усугубляют кровоснабжение тканей.
- Какую картину наблюдают при вскрытии после COVID-19?
- При вскрытии мы находим воспаленные кровеносные сосуды. На микрофотографии мозга умершего больного с коронавирусной инфекцией мы видим кровеносный сосуд с признаками воспаления: просвет резко сужен, стенка инфильтрирована клетками воспаления. Такой сосуд не может обеспечить необходимое кровоснабжение ткани головного мозга, из-за чего возникает кислородное голодание (гипоксия) ткани мозга, что проявляется резкой головной болью.