Два года назад в России запустили федеральный проект «Оздоровление Волги», по которому в регионах должны построить очистные на берегах, расчистить каналы, ликвидировать полигоны и поднять затонувшие суда. До конца 2024 года на это запланировали потратить больше 200 миллиардов рублей. Деньги должны идти из федерального и региональных бюджетов.
Но получить финансирование из Центра получается не всегда. Например, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков был поражён ответом Минприроды на свой запрос о деньгах для Ярославской области, которую он представляет в палате. Он гласил, что 1067,39 миллиона рублей, предназначенные региону, распределили между другими субъектами, участвующими в федеральном проекте. Причина — неготовность проектно-сметной документации. Вернуть миллиард с лишним чиновники пообещали в 2023 году. Это означает, что в ближайшие два года не получится построить сооружения в Ярославле, Тутаеве и Рыбинске, отметил депутат.
Понятно, что если нет проектов будущих сооружений, то выдавать деньги не на что, но нужно посодействовать субъектам, считает он. «Просьба всё-таки как-то помочь с проектной документацией региону, потому что опасаюсь, что до 2023 года эти средства растворятся, и мы останемся без очистных сооружений», — обратился он к министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину на расширенном заседании думского комитета 13 октября.
Министр, в свою очередь, отметил, что он «был бы рад помочь каждому субъекту», но регионы сами сдвигают работы по оздоровлению Волги. При этом другие российские территории, даже отдалённые и не самые обеспеченные, справляются, находят средства и подрядчиков, чтобы подготовить документы. «Во многих местах движемся, и движемся неплохо, а где-то уже разрезаем ленты», — сказал он.
По мнению главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, подход всё же надо кардинально поменять. Ведь это проблемы не одного-двух, а целого ряда регионов. Так, финансирование сдвинули для Ивановской, Костромской и Ульяновской областей, где в 2019 году не освоили ни рубля из предусмотренных федеральных денег. Также перераспределение коснулось Самарской, Ярославской областей и Республики Марий Эл, в которых был низкий уровень освоения финансирования, рассказал Бурматов. «У регионов проблемы с проектно-сметной документацией? Да. Хорошо известная проблема. Потому что где-то не хватает компетенций, где-то не хватает денег. Что, тогда ничего не делаем, не строим очистные сооружения, не проводим инженерные работы? Так нельзя. Надо регионам помогать», — сказал депутат «Парламентской газете».
По его мнению, неправильно, что Минприроды занимает позицию распределителя средств, тогда как целью должно быть приведение Волги в порядок. «Министерство как касса или бухгалтерия, куда ты приходишь, и тебе либо дадут, либо не дадут деньги, чаще не дадут, потому что у тебя чего-то не хватает в проектной документации. Но оно не касса, а федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию нацпроекта «Экология», — подчеркнул парламентарий.
Поэтому Владимир Бурматов предложил руководству Минприроды назначить сотрудников, которые будут сопровождать работу по оздоровлению Волги — помогать дорабатывать проектно-сметную документацию, решать проблемы, возникающие по ходу дела. Кроме того, можно организовать на площадке межфракционной рабочей группы в Госдуме по сохранению и развитию Волги диалог со всеми заинтересованными сторонами — представителями регионов, профильных ведомств, предложил депутат министру. Такой формат уже помог решить много вопросов, когда возникли проблемы с составлением документов об использовании средств экологического сбора, отметил Бурматов.
Все предусмотренные на защиту великой русской реки средства должны пойти именно на эти цели. Даже если регионы не истратили выделенные деньги, финансирование не отменяют, а сдвигают на более поздний период. Например, в 2019 году 2,6 миллиарда рублей перекочевали в бюджет 2020 года. «Целевое назначение средств не изменится. Где-то раньше проведут работы, где-то позже — но здесь, на Волге», — пояснял ранее «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов. Он считает, что в этом нет ничего страшного, так как 2020-2021 годы были стартовые для проекта, в основном шли подготовительные работы, а главные запланированы на последующие годы. При этом к регионам тоже есть вопросы — например, ряд субъектов не только опаздывает с составлением проектно-сметной документации, но и превышает суммы в три раза, отметил сенатор.
В целом же, по его оценке, лёд тронулся. Например, до конца года должны достроить или реконструировать 78 очистных сооружений в 14 регионах.
Пока же Правительство заканчивает изучать, какие регионы предоставили проекты и заключили контракты на строительно-монтажные работы, рассказал на совещании в Госдуме замминистра строительства и ЖКХ Юрий Гордеев. И в зависимости от этого оно распределит деньги. Гордеев пообещал, что документ представят ко второму чтению в Госдуме бюджета России на 2021-2023 годы.