Начало > Эко новости > Химик оценила результаты взятых Greenpeace проб на Камчатке

Химик оценила результаты взятых Greenpeace проб на Камчатке

Опубликовано: 15/10/2020 14:10 / 👁 355 / Источник / Поделиться:
Обнаружение ряда веществ в воде и морских организмах с Камчатки, образцы которых брали сотрудники Greenpeace, может говорить о некорректном и некачественном отборе проб. Об этом РИА Новости заявила старший научный сотрудник Лаборатории минералогии Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, кандидат химических наук Анастасия Сергеева. Малая Лагерная бухта на Камчатке. Фото РИА Новости

Накануне российское отделение Greenpeace опубликовало первый отчет о результатах проб гидробионтов и воды, отобранных на Камчатке. Исследователи нашли компоненты нефтяных фракций, жирные кислоты и эфиры, хлорсодержащие и некоторые другие соединения. Также в воде обнаружили диаллилсульфид, который может входить в том числе в состав биопестицидов.

Кроме того, эксперты установили присутствие в пробах ряда металлов на уровне предельно допустимой концентрации (ПДК). Исследования на предмет компонентов ракетного топлива (гептила) и некоторых других показателей пока не завершены.

"Я думаю, что количественные показатели (по металлам. — Прим. ред.) не приведены, потому что превышений ПДК нет или они незначительны и характерны для нашего региона в целом. Например, десятикратное превышение ПДК железа, в принципе, для наших вод — естественный процесс. <...> То есть это просто безопасные показатели. Но без количественной информации ни о каких превышениях ПДК выводов сделать нельзя", — отметила Сергеева.

Как указала собеседница агентства, сведения об обнаружении нефтяных фракций нужно уточнять, поскольку есть бензиновые, керосиновые и другие. По ее словам, загрязнение нефтепродуктами естественно для города, в котором есть порт.
"Если там превышение не на порядки, то ничего страшного, это обычное явление. Жирные кислоты и эфиры — так называемые триглицериды. Это жиры и масла, которые мы покупаем в магазине и употребляем в пищу: масло, маргарин, нормальный пищевой продукт", — пояснила химик.

Найденные же хлорсодержащие соединения — это, как считает Сергеева, пестициды, которые сегодня широко используются от насекомых и для лечения и предотвращения мучнистой росы — заболевания растений. Эти вещества разрешены для использования в России.

"Диаллилсульфид — это компонент чеснока, он действительно может входить в состав биопестицидов, если кто-то взял много чеснока и сделал из него вытяжку, экстракт, чтобы полить свои растения от тли. Но вообще, если чеснок и масло вместе в анализах, то это значит, что проба была отобрана некачественно и некорректно, например в банку из-под рыбы в масле — это просто "грязная" проба", — предположила ученая.

Коллега Сергеевой, доктор геолого-минералогических наук, директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров сообщил РИА Новости, что при химическом или биологическом анализе должны быть соблюдены ряд правил.

"Важно место, где собирались пробы, количество, в какую емкость отбиралась проба, по какой методике отбора, по какой методике проводим исследования, какая лаборатория. Нужно сопоставление данных с мировыми результатами", — сказал ученый.
Он отметил, что публикация абстрактных цифр по результатам анализов осложняет работу ученых и властей.