Начало > Эко новости > Химик оценила результаты взятых Greenpeace проб на Камчатке

Химик оценила результаты взятых Greenpeace проб на Камчатке

15/10/2020 14:10 / 👁 676 / Источник / Поделиться:
Обнаружение ряда веществ в воде и морских организмах с Камчатки, образцы которых брали сотрудники Greenpeace, может говорить о некорректном и некачественном отборе проб. Об этом РИА Новости заявила старший научный сотрудник Лаборатории минералогии Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, кандидат химических наук Анастасия Сергеева. Малая Лагерная бухта на Камчатке. Фото РИА Новости Малая Лагерная бухта на Камчатке. Фото РИА Новости

Накануне российское отделение Greenpeace опубликовало первый отчет о результатах проб гидробионтов и воды, отобранных на Камчатке. Исследователи нашли компоненты нефтяных фракций, жирные кислоты и эфиры, хлорсодержащие и некоторые другие соединения. Также в воде обнаружили диаллилсульфид, который может входить в том числе в состав биопестицидов.

Кроме того, эксперты установили присутствие в пробах ряда металлов на уровне предельно допустимой концентрации (ПДК). Исследования на предмет компонентов ракетного топлива (гептила) и некоторых других показателей пока не завершены.

"Я думаю, что количественные показатели (по металлам. — Прим. ред.) не приведены, потому что превышений ПДК нет или они незначительны и характерны для нашего региона в целом. Например, десятикратное превышение ПДК железа, в принципе, для наших вод — естественный процесс. <...> То есть это просто безопасные показатели. Но без количественной информации ни о каких превышениях ПДК выводов сделать нельзя", — отметила Сергеева.

Как указала собеседница агентства, сведения об обнаружении нефтяных фракций нужно уточнять, поскольку есть бензиновые, керосиновые и другие. По ее словам, загрязнение нефтепродуктами естественно для города, в котором есть порт.
"Если там превышение не на порядки, то ничего страшного, это обычное явление. Жирные кислоты и эфиры — так называемые триглицериды. Это жиры и масла, которые мы покупаем в магазине и употребляем в пищу: масло, маргарин, нормальный пищевой продукт", — пояснила химик.

Найденные же хлорсодержащие соединения — это, как считает Сергеева, пестициды, которые сегодня широко используются от насекомых и для лечения и предотвращения мучнистой росы — заболевания растений. Эти вещества разрешены для использования в России.

"Диаллилсульфид — это компонент чеснока, он действительно может входить в состав биопестицидов, если кто-то взял много чеснока и сделал из него вытяжку, экстракт, чтобы полить свои растения от тли. Но вообще, если чеснок и масло вместе в анализах, то это значит, что проба была отобрана некачественно и некорректно, например в банку из-под рыбы в масле — это просто "грязная" проба", — предположила ученая.

Коллега Сергеевой, доктор геолого-минералогических наук, директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров сообщил РИА Новости, что при химическом или биологическом анализе должны быть соблюдены ряд правил.

"Важно место, где собирались пробы, количество, в какую емкость отбиралась проба, по какой методике отбора, по какой методике проводим исследования, какая лаборатория. Нужно сопоставление данных с мировыми результатами", — сказал ученый.
Он отметил, что публикация абстрактных цифр по результатам анализов осложняет работу ученых и властей.