Как сообщает пресс-служба географического факультет МГУ, указанные водотоки рассматривались как потенциальные источники техногенного воздействия, от которых предполагался сброс неустановленных загрязнителей в океан и гибель морских жителей.
— По результатам выполненных работ однозначно установлено, что в последнее время не было каких-либо значительных поступлений загрязняющих веществ техногенного происхождения в русловую сеть притоков Авачинского залива и в сам залив, которые могли бы привести к воздействиям на прибрежную экосистему океана. При этом рекогносцировочной фотосъемкой с низколетальных аппаратов были охвачены несколько десятков километров нижнего течения р. Налычева, р. Мутнушка, руч. Козельский. Отсутствуют следы каких-либо воздействий на русловую сеть с территорий военных объектов: 90 авиационного полигона, полигона Радыгино, учебно-тактического поля Мокрый песок. Козельское захоронение ядохимикатов также находится в стабильном состоянии, никаких возможных путей проникновения ядохимикатов на прилегающие территории и в водные объекты нет, — рассказал доцент кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ Сергей Чалов, который вместе с коллегами сейчас работает на Камчатке.
Ученые пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной указанных процессов является кислородное голодание вследствие замора, возникшего после массового развития микроводорослей в сентябре 2020 года. Происходило снижение уровня кислорода на глубинах приблизительно 5-15 м вследствие массового размножения одноклеточных водорослей (динофлагелляты и цианобактерии), а также наличие в воде токсинов, выделяемых некоторыми видами одноклеточных водорослей.
По предварительным данным цветение водорослей продолжалось с начала сентября по начало октября с пиком численности 25-30 сентября 2020 г. Соответственно замор животных мог идти в течение месяца и, вероятно, продолжается и сейчас в определенных участках акватории.
— Ясны и потенциальные причины сложившейся ситуации. Средние температуры воды в Авачинском заливе Тихого океана в сентябре 2020 года были на несколько градусов выше нормы, что способствовало распространению водорослей, в целом типичных для Тихого океана и обычно массово встречающихся в более южных широтах, — отметил Сергей Чалов.