С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
«Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал "плакать" сталактитами из ржавчины», - рассказывает Роман Воробьёв, дайвер и сотрудник Алтайского заповедника.
Пришло время "Ковчегу", а именно так называется теперь судно, около 30-и лет ходившее по водам Телецкого озера под именем "Ирбис", покинуть заповедную акваторию. Особо охраняемая природная территория должна оставаться неизменной как над, так и под водой.
Непростая операция судоподъема (а судно проекта "Ярославец" - это 30 тонн железа длиной 21 метр) усложнялась необходимостью строгого соблюдения экологических требований к работам в заповеднике: запрещено размытие и перемещение грунта на дне, образование отходов в процессе работ, развертывание лагеря и какие-то либо работы на берегу, в том числе из соображений безопасности - медведи, гуляющие по берегу непредсказуемы. Захламление акватории и берега тоже было недопустимо и по окончании каждой рабочей смены производилась тщательная уборка. А для уменьшения влияния работ на флору и фауну озера все работы производились в легком водолазном снаряжении в толще воды с минимальным взаимодействием с донными отложениями. Необходимо было учитывать наличие большого количества коряг и сплетений тросов перед теплоходом. Водолазам приходилось работать при температуре воды +9°С. Свет с поверхности к теплоходу уже почти не доходит. Прозрачность воды в Камгинском заливе тоже не идеальна - в любое время года всего несколько метров и если потревожить ил, то она мгновенно становится нулевой.
На первом этапе водолазными специалистами на берегу посёлка Яйлю (центральная усадьба Алтайского заповедника) был собран плот площадью 36 м2, служивший водолазной станцией, с которой осуществлялись спуски водолазов. На плоту размещалось все оборудование, необходимое для судоподъема, генератор, компрессоры, две палатки для хранения оборудования, переодевания и обогрева водолазов. После детального обследования дна, его профилирования, замеров толщины ила началась длительная и ответственная операция судоподъема.
Подъем 30-тонного судна производился с помощью системы грузоподъемных строп и судоподъемных понтонов. Всего было использовано 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн. Все оборудование было рассчитано с многократным запасом прочности. После закрепления понтонов и выравнивания судна на грунте наступил кульминационный момент!
«После начала подачи воздуха в боковые понтоны они начали надуваться и через несколько часов теплоход постепенно начал подниматься из воды после 27-и лет покоя в темноте Камгинского залива. К чести отечественного судостроения, надо сказать, что после осушения корпуса судна герметизации не потребовалось, металл корпуса хоть и пострадал от коррозии, но выдержал экстремальное испытание временем под водой. Течей обнаружено не было, после откачки воды проблем с плавучестью и остойчивостью тоже», - рассказывает о деталях операции подъёма судна Роман Воробьёв, дайвер, сотрудник Алтайского заповедника.
Уже через день после подъема катер был отбуксирован в посёлок Артыбаш. Так завершилась более чем полувековая история т/х "Ирбис" (теперь "Ковчег") в Алтайском заповеднике. Эксклюзивные подводные и надводных видеоматериалы, о том, как происходила операция по судоподъему можно будет увидеть на YouTube-канале Алтайского заповедника в ближайшие дни. Всё только начинается!