Об этом по итогам совещания, которое прошло 10 октября в региональном правительстве с участием губернатора Камчатского края Владимира Солодова, заявил директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров.
«Был целый ряд возможных причин произошедшего. Полной ясности пока нет. Но вариант, что это токсичные водоросли, выходит на первое место. Дальше одна из главных задач — провести морские экспедиции. И разобраться, что может приводить эти водоросли в такое активное состояние, что у нас возникают красные приливы. Красный прилив — это не значит, что вода красная. Это общее название явления, когда выделяются сильные токсины. Они могут влиять на придонные организмы, рыб и во многих случаях — на человека. Если они находятся в воде, и она попадает на вас, можно получить ожог. Поэтому эта версия, как и другие, будет рассматриваться», — сказал Алексей Озеров.
Ранее учёный отметил, что, несмотря на то что техногенное влияние Козельского полигона на акваторию Авачинского залива исключено по результатам исследований, необходимо изучить другие места захоронения опасных веществ в Камчатском крае.
«Мы должны рассматривать техногенные факторы полигонов, которые существуют. Я не думаю, что они будут иметь столь сильное влияние. Но тем не менее мы не можем исключать вредное воздействие веществ, которые захоронены, например, в бухте Приливной и так далее. Я думаю, что необходимые исследования будут проведены в ближайшее время», — сказал учёный.
4 октября были отобраны пробы воды из рек, которые впадают в северную часть Авачинского залива. Выполненные анализы показали отсутствие нефтепродуктов, а также каких-либо значительных превышений концентрации вредоносных элементов. Сотрудники лаборатории сделали вывод, что вода в реках Мутнушка и Налычева соответствует ГОСТу «Вода питьевая».
Напомним, также исключена версия о пагубном воздействии вулканических и сейсмологических факторов. Вулканы Ключевской, Безымянный, Шивелуч, которые сейчас извергаются, находятся на расстоянии в 300–400 километров от акватории. Поэтому они не могли спровоцировать гибель морских обитателей. Анализ сейсмической обстановки показал, что землетрясения на южной и средней Камчатке находятся на фоновом уровне, а значит, они также не могли оказать такого негативного воздействия.