Начало > Эко новости > Тревожные новости: крупные выбросы метана оказались глобальным явлением

Тревожные новости: крупные выбросы метана оказались глобальным явлением

05/09/2020 12:40 / 👁 812 / Источник / Поделиться:
Учёные впервые зафиксировали выделение метана со дна океана в Южном полушарии. Это значит, что процесс, чреватый серьёзным изменением климата, идёт по всей Земле. Учёные обнаружили выделение метана, взяв пробы воды у побережья Бразилии. Фото Bruno Todeschini Учёные обнаружили выделение метана, взяв пробы воды у побережья Бразилии. Фото Bruno Todeschini

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

На дне океана на глубине нескольких сотен метров встречаются залежи гидрата метана. Это твёрдое вещество, похожее на лёд, стабильно сохраняется там на протяжении многих лет благодаря высокому давлению и сравнительно низкой температуре.

Однако глобальное потепление прогревает океан. Из-за этого непрочное соединение то здесь, то там распадается на воду и газообразный метан. Последний пузырями выходит на поверхность. Соответственно, чем больше теплеет климат, тем больше метана попадает в атмосферу из распавшихся газовых гидратов.

А ведь метан – в 25 раз более мощный парниковый газ, чем CO2, количеством которого так озабочены учёные. Поэтому, чем больше его в атмосфере, тем теплее становится на планете.

Получается замкнутый круг. Глобальное потепление фактически усиливает само себя, и очень трудно предсказать, когда и чем закончится этот процесс.

"Было подсчитано, что в гидратах больше органического углерода в форме метана, чем во всех ископаемых видах топлива вместе взятых, – подчёркивает первый автор статьи Марсело Кетцер (Marcelo Ketzer) из Университета имени Линнея в Швеции.

До сих пор выбросы метана с морского дна фиксировались только в Северном полушарии. Происходят ли они в южной половине земного шара? Впервые учёные могут дать на этот вопрос утвердительный ответ.

В новой статье подведены итоги трёх экспедиций в Южную Атлантику, совершённых в 2011, 2013 и 2014 годах. Опуская на морское дно пробоотборники и дистанционно управляя подводными дронами, учёные взяли пробы у побережья Бразилии. Они обнаружили в воде метан, выделяющийся из распадающихся гидратов.

"Эти результаты служат новым свидетельством того, что перед нами глобальное явление", – подчёркивает Кетцер.

Также исследователи обнаружили, что растворённый в воде метан частично перерабатывается микроорганизмами. В качестве отходов жизнедеятельности эти микробы выбрасывают в воду углекислый газ. Если этот процесс станет массовым, он грозит увеличить кислотность морской воды. Это может обернуться настоящей катастрофой для многих морских обитателей.