К землям ООПТ относятся природные заповедники, в том числе заказники, памятники природы, ботанические сады, национальные, природные и дендрологические парки. Все они могут делиться на зоны: туристическую (рекреационную), природоохранную, научно-просветительскую и другие. Часть из этих зон требует своих режимов защиты и охраны, где-то они могут быть более жёсткими, где-то — менее.
Кроме того, эти функциональные зоны могут менять свой статус — когда научную часть, например, открывают для туристов. Как сказано в пояснительной записке, сейчас законодательство допускает смену статуса, но основания для изменений не установлены. Это может привести к ослаблению режима особой охраны природных комплексов и объектов ООПТ. Законопроект решать этот вопрос посредством государственной экологической экспертизы.
Также документом предполагается усовершенствовать регулирование вопросов перевода земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов. Сейчас, чтобы перевести земельный участок в категорию особо охраняемых территорий, необходимо распоряжение Правительства. Законопроект предлагает исключить этот момент.
«Устранение данного этапа ускорит приведение земельно-имущественных отношений в соответствие с требованиями законодательства и снизит нагрузку на Правительство Российской Федерации, Минприроды России и иные органы власти, задействованные в подготовке проектов соответствующих распоряжений», — говорится в пояснительной записке.