Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Чем мы дышим, или о качестве воздуха в городах России. BELLONA

Чем мы дышим, или о качестве воздуха в городах России. BELLONA

22/08/2020 17:54 / 👁 850 / Источник / Поделиться:
Проблема загрязнения атмосферного воздуха актуальна для всего мира и для России в частности. Но чтобы решать проблему, необходимо четко понимать, чем и как загрязняется воздух. О состоянии воздуха, способах мониторинга и международном участии рассказывалось на вебинаре «Качество атмосферного воздуха в городах России на примере Санкт-Петербурга», который провела «Беллона». Фото: Lendan / Flickr.com Фото: Lendan / Flickr.com

В начале августа прошел цикл вебинаров «Народная наука для улучшения качества воздуха», который был открыт докладом «Качество атмосферного воздуха в городах России на примере Санкт-Петербурга», представленным экспертом «Беллоны» Еленой Кобец.

Как уточнила эксперт, регулирование вопросов, связанных с качеством атмосферного воздуха, осуществляется на федеральном уровне законом «Об охране атмосферного воздуха». Согласно закону, в России в Перечень загрязняющих веществ входит 254 загрязнителя.

Информирование граждан на федеральном уровне об общем состоянии атмосферного воздуха осуществляется через ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, которые выпускает Министерство природных ресурсов и экологии. В подготовке докладов участвует не только министерство, но и научно-исследовательские институты. Аналогично издаются ежегодные региональные доклады о состоянии окружающей среды в каждом субъекте России.

Согласно Руководящему документу 52.04.667-2005 «Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию», территориальные Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) Росгидромета также ежедневно предоставляют информацию для населения о качестве атмосферного воздуха на основе наблюдений, проведенных накануне.

Взвешенные частицы – главная угроза?

Самые большие вопросы вызывают загрязнители, относящиеся к взвешенным частицам. Взвешенные частицы (РМ) – это смесь твердых и жидких частиц, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии. К показателям, которые обычно используются для характеристики взвешенных частиц и оказывают влияние на здоровье, относятся массовая концентрация частиц диаметром менее 10 мкм (PM10) и частиц диаметром менее 2,5 мкм (PM2,5). Размер взвешенных частиц влияет на срок их пребывания в атмосфере во взвешенном состоянии. PM10 удаляются из воздуха в результате оседания в течение нескольких часов, а PM2,5 остаются в атмосфере несколько недель.

В Перечне загрязняющих веществ выделяют отдельно взвешенные частицы PM10 и PM2,5, однако кроме этого существует категория «взвешенные вещества» – недифференцированная по составу пыль, в которую включены PM10 и PM2,5. Получается путаница, которая не позволяет получить реальную картину существующего загрязнения воздуха.

Состав этих взвешенных частиц не постоянен и зависит от многих факторов, в зависимости от которых оказывается различное влияние на здоровье человека. Мелкодисперсные частицы (диаметром 2,5 мкм и менее) представляют наибольшую угрозу для здоровья, так как легко проникают сквозь биологические барьеры.

По происхождению PM2,5 делят на первичные и вторичные. Первичные – это частички сажи и минеральных солей, дорожного покрытия, соединения тяжелых металлов. Вторичные – образуются непосредственно в воздухе, например, оксиды серы и азота, при контакте с водой образуют кислоты, из которых получаются твердые частицы солей – сульфаты и нитраты.

По источнику мелкодисперсные частицы подразделяют на антропогенные и природные. Главным антропогенным источником является транспорт. В городах первичные PM2,5 образуются от выбросов дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания, сжигания твердых видов топлива (уголь, тяжелая нефть и биомасса), от деятельность при добыче полезных ископаемых, производстве цемента, керамики и кирпича, а также в результате деградации дорожного покрытия. В сельской местности образуются вторичные PM2,5 из-за выбросов аммиака от отходов животноводства. Природный источник – эрозия почвы в засушливых регионах.

РМ2,5 вместе с воздухом легко попадают в организм через дыхательную систему прямо в альвеолы — отделы легких, в которых происходит газообмен. Самые мелкие частицы РМ2,5 при газообмене попадают в кровь. На небольшие дозы мелкодисперсных частиц организм реагирует изменением сердечного ритма и интенсивностью дыхания, так как вещества раздражают рецепторы в воздухоносных путях и запускают соответствующий рефлекс.

Главная проблема заключается в том, что РМ2,5 накапливаются в организме, и по мере роста их концентрации начинают проявляться негативные эффекты. С мелкодисперсными частицами связаны заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Осторожно, черный углерод!

Особого внимания заслуживает одна из составных частей взвешенных частиц PM2,5 – черный углерод. Черный углерод – продукт неполного сгорания угля, дизельного топлива, биотоплива и основной компонент сажи, которая состоит из частиц углерода с примесями и также содержит органический углерод. Частицы черного углерода могут попадать в организм человека через легкие при дыхании, через желудочно-кишечный тракт с водой и пищей, а также через кожу и слизистые оболочки.

В российских нормативных документах черный углерод отнесен к умеренно опасным с ПДК 0,15 мг/м3, возможно, именно поэтому в России мало исследований влияния данного вещества, хотя во всем мире уже выпускаются специальные доклады, посвященные черному углероду и его негативному влиянию на здоровье людей.

Международное сотрудничество

Загрязнение атмосферного воздуха – это проблема не отдельной страны, а всего мира, поэтому особенно важно международное сотрудничество. В 1979 был принят первый международный договор по данному вопросу – Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Предпосылкой создания конвенции стали кислотные дожди, возникшие в результате загрязнения воздуха диоксидом серы и оксидами азота, которые трансформируясь в атмосфере, преобразовывались в кислоты и становились источником дополнительного поступления ионов водорода, изменяющих величину pH осадков. В 1980-х к Конвенции присоединился Советский союз, а позднее и США.

Благодаря международному сотрудничеству в контроле за качеством воздуха получены данные по загрязнению атмосферного воздуха диоксидами серы и натрия, отмечается, что сейчас содержание этих веществ в воздухе ниже, чем раньше.

Но относительно других загрязнителей проблема стоит достаточно остро, например, это касается того же черного углерода.. На данный момент страны, подписавшие протокол, еще не обязаны сокращать выбросы черного углерода, но само включение вещества в протокол – важный шаг к усилению контроля над ним.

Как осуществляется контроль за качеством воздуха в России?

Контроль за качеством воздуха в России осуществляется по двум направлениям: мониторинг и инвентаризация.

За мониторинг состояния атмосферного воздуха отвечает Росгидромет. В 246 городах страны расположены 667 станций, из которых постоянный мониторинг качества воздуха проводится на 621 станции.

Мониторинг проходит не по всем 254 загрязнителям, а только по семи: диоксиду и оксиду азота, диоксиду серы, оксиду углерода, бензапирену, формальдегиду и взвешенным веществам.

Проблема в том, что для расширения сети мониторинга необходимо значительное финансирование, а также усовершенствование приборов наблюдения.

«Представители Росгидромета понимают, что это серьезная проблема и этим нужно заниматься, но бюджет не позволяет изменить ситуацию», – подчеркивает Елена Кобец.

Также существует понятие «инвентаризация выбросов». Это данные от источников выбросов, которые они подают в Росприроднадзор. Ежегодно ведомство предоставляет данные по количеству выбросов из разных источников. Это ведомство применяет другую терминологию при учете, например, «твердые вещества» вместо «взвешенных веществ» по системе Росгидромета.

Стоит отметить, что результаты инвентаризации – это база для дальнейшего планирования мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Эксперт отметила, что процесс инвентаризации далек от идеала, следовательно, эффективность предпринимаемых мер также низкая. Елена Никифоровна также заметила, что разработка методик, принятие четких нормативных документов могут помочь улучшить процесс инвентаризации и повысить продуктивность работы по сокращению выбросов.

Мониторинг качества воздуха в Санкт-Петербурге

В Петербурге мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится на 25 автоматических станциях. Полученная информация ежедневного публикуется на Экологическом портале города. При мониторинге учитывается не только само количество выбросов, но и их состав.

Согласно региональному отчету, главным загрязнителем воздуха в Санкт-Петербурге является транспорт – 85% от общего объема выбросов в воздух. Проблема заключается в большом количестве старых машин, наличии крупного грузового транспорта в центральной части города.

Елены Кобец подчеркнула, что в Санкт-Петербурге развивается транспортная инфраструктура и вводятся ограничения для фур, и в целом, по ее мнению, ситуация улучшается.

В 2016 году на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области была утверждена Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года. Целью стратегии является удовлетворение спроса населения и бизнеса на транспортные услуги согласно требуемым показателям доступности и надежности, а также улучшение качества жизни населения и устойчивый экономический рост.

В качестве примера развития общественного пассажирского транспорта можно привести проект по продлению линии метрополитена от станции «Улица Дыбенко» до станции «Кудрово».

Кудрово – город в Ленинградской области, расположенный вплотную к восточной границе Санкт-Петербурга. С 2006 года Кудрово активно застраивалось, однако проблема в том, что выехать и въехать в него можно только через четыре дороги, которые в час пик надолго встают в пробках.

Строительство станции метро (которую планировали создать еще в конце 1980-х годов, но заморозили из-за недостаточного финансирования) поможет Кудрово лучше справляться с пассажиропотоком и разгрузит дороги. Планируемая дата открытия – 2025 год.

Будем ждать открытия и надеяться, что таких проектов будет воплощаться больше, будет создаваться доступная для всех групп населения инфраструктура, сеть мониторинга будет разрастаться, а полученные в ходе мониторинга результаты – учитываться, и таким образом, качество воздуха в наших городах улучшится.

Последние новости

Популярные новости