Концепцию развития сети таких заведений направило в Минприроды Агентство стратегических инициатив (АСИ). Многим регионам понадобятся четыре–пять таких приютов, подсчитали эксперты. Сегодня количество бездомных животных достигает 20 тыс. на один субъект. При этом в некоторых субъектах до сих пор нет ни одного приюта, а там, где они есть, возникает большая проблема с финансированием. В Госдуме предлагают вывести содержание таких учреждений на федеральный уровень, а зоозащитники призывают к строгому контролю выделяемых средств.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), исполняя поручение президента по итогам встречи с экологами 5 июня, отправило в Минприроды свои предложения по развитию сети приютов для животных (документ есть у «Известий»). При участии ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» АСИ разработало две модели организации таких приютов. Первая включает центр стерилизации, рассчитанный на 100 животных, с полноценной ветклиникой, карантинной зоной и вольерами. А также — непосредственно приют.
Вторая модель — центр гуманного обращения с животными. Его цель — поиск новых домов для собак и кошек. На их территории, помимо мест содержания животных, административных блоков и ветеринарной клиники, разместятся общественные пространства для гостей.
Обе модели приютов рассчитаны на проживание примерно 220 собак (50–60 вольеров), 30 щенков и 50 кошек.
Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов рассказал «Известиям», что готовятся и другие модели типовых учреждений для содержания бездомных животных.
— Сейчас мы совместно с МГУ разрабатываем свои варианты. У регионов должен быть выбор, чтобы они могли при необходимости сэкономить на проекте, — пояснил депутат.
В Минприроды «Известиям» сообщили, что по итогам межведомственного совещания АСИ поручено доработать представленные типовые проекты. Агентству предстоит учесть, что это должны быть капитальные строения, которые будут включены в реестр Минстроя России.
В правительстве РФ на запрос «Известий» ответили, что сейчас занимаются сбором предложений по организации приютов для животных.
Источник, знакомый с ходом разработки проектов, рассказал «Известиям», что стоимость строительства приюта по модели АСИ с центром стерилизации составляет 22–25 млн рублей, с центром гуманного обращения с животными — 10 млн.
В начале года Владимир Бурматов заявлял, что в стране построено лишь 23% от необходимого количества приютов. По словам депутата, ситуация не изменилась до сих пор. В трети регионов нет вообще ни одного такого учреждения, хотя по закону об ответственном обращении с животными с 1 января 2020 года вся страна должна была перейти на схему работы «отлов–стерилизация–вакцинация–выпуск». В муниципальных приютах необходимо также чипировать животных.
— Предложенные модели за 10 млн и 22 млн рублей — не самые дорогие. Некоторые регионы сейчас собираются строить учреждения гораздо дороже — по 50–60 млн. А в других животные находятся в каких-то сараях, — рассказал Владимир Бурматов.
За 60 млн приют планируют строить в Челябинской области, где еще нет ни одного такого муниципального учреждения, рассказал «Известиям» президент фонда зоозащиты «Спаси Меня» Карен Даллакян.
— Зоозащитников возмутила эта сумма, поскольку это неоправданно много. Не исключено, что кто-то решил на этом заработать, — подчеркнул он.
В некоторых регионах численность бездомных животных превышает 20 тыс. особей. Примерно столько насчитали в Волгоградской области, рассказала председатель регионального благотворительного фонда защиты животных, директор приюта «Дино» Анжела Макарова. Такое же количество безнадзорных животных в начале года «Известиям» называли в минсельхозе Оренбургской области.
— Из 20 тыс. голов 7 тыс., возможно, уже стерилизовано общественниками, — подсчитал Карен Даллакян. — Еще часть — «животные-спутники», те, которые живут на границах городов и защищают их от проникновения диких зверей. Люди таких собак не видят, они не опасны, и ловить их не нужно. Остается примерно 6 тыс. не приспособленных к улице животных, которые нуждаются в человеческой помощи.
На такое количество животных необходимо минимум четыре–пять приютов (с учетом того, что часть здоровых и неагрессивных собак и кошек можно после стерилизации и вакцинации вернуть в привычную среду), полагает эксперт. Если брать минимальную стоимость приютов, только на их создание одному региону потребуется не менее 40–50 млн рублей.
Владимир Бурматов рассказал, что месяц назад министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин поддержал его предложение о создании федеральной программы, которая подразумевает строительство приютов для животных за счет госбюджета.
— Для каких-то регионов даже 25 млн — неподъемные деньги, а приютов нужно сразу несколько, — заметил депутат. — Министр отреагировал положительно. Сейчас Минприроды ведет переговоры с Минфином о выделении средств на строительство приютов. Также ведомство направило в регионы запрос о необходимых суммах.
Регионы, где муниципальный приют всё же есть, жалуются на отсутствие денег уже на содержание животных.
— У нас в Волгограде есть один муниципальный приют. 28 собак живут в одной клетке, недоедают. Животных оттуда они не выпускают, потому что не стерилизуют. Отсутствие стерилизации власти объясняют тем, что на это у субъекта нет денег, — рассказала Анжела Макарова.
Часть регионов по-прежнему не гнушается массовым уничтожением животных.
— На Чукотке месяц назад объявили закупку на отлов и утилизацию 160 собак. Сумма закупки составляла 1 млн рублей. В регионе нет приюта, и применить метод «отлов–стерилизация–вакцинация–выпуск» там не могут. Мы подали жалобу в ФАС, отменили закупку, заказчик был оштрафован, — рассказала юрисконсульт ассоциации «Благополучие животных», член команды проекта «Контроль закупок» Екатерина Кузьменко.
По ее словам, если у региона нет муниципального приюта, его обязанности можно передать частному учреждению, а не совершать противозаконные действия. Частники готовы получать субсидии и работать на благо региона, но есть нюанс, отметил Карен Даллакян.
— В тендере зачастую не оговариваются размеры и возраст собак. Мы сталкиваемся с коммерческими структурами, которым интересны только деньги, а не результат. Они ловят щенков и даже собирают их по объявлениям. С ними проще работать, их не надо лечить. Щенков запирают в приюте пожизненно, их уже нельзя выпустить, они не приспособлены к жизни на улице. Самки же остаются на улице и дают таким людям зарабатывать, — поделился эксперт.
Проблемы в этой сфере копятся, как снежный ком. Закон об ответственном обращении с животными был принят еще в 2018 году. Но хозяева продолжают выбрасывать питомцев на улицу, и те начинают там плодиться.
— Сейчас мы боремся со следствием, а не с причиной. А причина — бесконтрольное размножение животных и безответственное поведение людей. Телега не может ехать без лошади, — подчеркнула Анжела Макарова. — Мы забираем их с улицы, люди выбрасывают новых. Это конвейер, и он бесконечный.
Нормативы, которые сегодня регулируют обращение с животными, должны меняться, поскольку недавно были приняты поправки в Конституцию, уверен Карен Даллакян. С этого момента Россия стала второй страной мира после Германии, в которой основной закон страны защищает животных. В прежней Конституции не было обозначено ответственного обращения с ними.
Решить проблему призван законопроект о маркировке животных, в том числе собак и кошек, который Минсельхоз недавно разместил для общественного обсуждения. Если документ будет принят, систему идентификации введут в следующем году. В Минсельхозе «Известиям» пояснили, что эта процедура будет обязательной и для животных, которые попадают в приюты.