Госдума вчера во втором чтении одобрила предложенную правительством поправку к Бюджетному кодексу — по ней платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам в федеральной собственности, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%. Штрафы за вред региональным и муниципальным водным объектам будут поступать в соответствующие бюджеты. Сейчас все платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, зачисляются в местные бюджеты — исключение составляет лишь вред особо охраняемым природным территориям.
Хотя поправка в итоге была поддержана большинством голосов, депутаты, опасавшиеся уменьшения доходов местных бюджетов, перед этим вынесли ее на отдельное голосование и вызвали для объяснений главу Минприроды Дмитрия Кобылкина и замминистра финансов Алексея Лаврова. «Поправка реализует общий принцип: платежи за ущерб должны поступать собственнику имущества. Выпадающих доходов непосредственно в этой поправке нет — эти доходы ни в местных, ни в региональных бюджетах не планируются»,— пояснил господин Лавров.
С тем масштабом накопленного экологического ущерба, который сегодня нами вскрыт на территории РФ, мы понимаем, что никаких денег не хватит по этим объектам поставить точку»,— посетовал, в свою очередь, господин Кобылкин, пообещав сделать все, чтобы деньги от штрафа «Норникеля» (148 млрд руб.) были потрачены по назначению.
По его словам, эту позицию разделяют в Минфине и в правительстве.
В чем на самом деле состоит проблема с перечислением штрафов в муниципальные бюджеты, стало понятнее из выступления главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова. По его словам, муниципалитеты в отличие от федерального правительства не в состоянии выиграть суды у крупных компаний. «Ущерба — море. Взыскано в суде только 17 млрд руб. муниципалитетами… Как вы думаете, сколько из них смогли взыскать реально? 600 млн руб. (это 3,5%.— “Ъ”),— сказал Андрей Макаров.— Иногда муниципалитет и компания, которая причинила этот вред, фактически одно и то же. Только ленивый сегодня не обсуждал значение компании "Норникель" для управления городом Норильском. Так что предлагается 150 млрд руб. сначала забрать, а потом отдать им, чтобы они могли ими пользоваться? Коллеги, давайте подумаем, кого мы в данном случае предлагаем поддержать? Мы предлагаем поддержать муниципалитет или саму компанию?»
Как пояснил “Ъ” источник в Белом доме, правительство намерено сделать случай с разливом нефтепродуктов «Норникелем» показательным не только по размеру штрафа, но и по подходу к управлению этими деньгами. Поправки являются частью стратегии, цель которой — установление не только контроля за деньгами, но и федеральной ответственности за ликвидацию загрязнений. «Муниципалитеты не справляются, и деньги уходят непонятно куда»,— отмечает собеседник “Ъ”. Так, ликвидация накопленного ущерба БЦБК уже передана Минприроды — после шести лет безуспешных попыток справиться с ней местных властей.
Открытым остается вопрос о том, как именно сделать штрафы по искам о возмещении вреда в федеральном бюджете «окрашенными» (когда тратить их можно будет только на ликвидацию вреда).
К третьему чтению поправок 21 июля профильный комитет подготовит проект постановления Госдумы, которым рекомендует правительству обеспечить целевое использование таких штрафов под парламентским контролем. По данным “Ъ”, наиболее вероятным решением станут поправки к закону «Об охране окружающей среды» — по примеру того, как были «окрашены» экологические сборы, за счет которых финансируются мероприятия, связанные с управлением отходами.