Минприроды предложило упорядочить правила выдачи лицензий на сбор, обработку, обезвреживание, транспортировку и хранение опасных отходов I—IV класса опасности, к которым преимущественно относятся промышленные отходы, а также твердые коммунальные отходы. С начала 2021 года получение лицензии должно зависеть от наличия собственного парка техники по вывозу отходов, а также результатов государственной экологической экспертизы для объектов размещения, обработки и обезвреживания отходов.
Об этом говорится в проекте постановления правительства, который замминистра природных ресурсов и экологии Константин Румянцев направил 3 июня в Минэкономразвития, Минпромторг, Росприроднадзор и Роспотребнадзор. У РБК есть копия письма Румянцева и прикрепленный к нему проект постановления правительства. Их подлинность РБК подтвердил представитель Минприроды.
Действующее постановление правительства «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности», принятое в октябре 2015 года, утратит силу до конца 2020 года в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», сообщил РБК представитель Минприроды. Этот механизм, инициированный еще бывшим премьером Дмитрием Медведевым, предполагает отмену устаревших и избыточных регуляторных норм и введение моратория на принятие новых нормативно-правовых актов, которые содержат ужесточающие требования или формируют дополнительную контрольно-надзорную нагрузку для бизнеса.
К отходам I класса опасности относятся ртуть и приборы, содержащие соли свинца, например сложные термометры и конденсаторы, к отходам II класса — батарейки, автопокрышки, масла. Отходы III класса включают отработанные медные провода, шлам очистки труб от нефти, дизтопливо. Отходы IV класса в основном состоят из строительных отходов — бой кирпича, остатки щебня и арматуры, опилки и т.д.
По действующему постановлению лицензия на обращение с промышленными отходами выдается бессрочно. «Получил ее один раз на всю жизнь — и занимаешься обращением с отходами независимо от наличия специализированной техники и финансовых ресурсов», — говорила в интервью РБК глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она выступила не только за упорядочивание условий выдачи лицензий, но и за ограничение срока их действия.
Радионова также предлагала сделать прозрачную для государства систему и вывесить публичный реестр утилизаторов отходов. «Не будет фейковых историй, когда компания подает утилизационных актов на 100 тыс. руб., имея мощности на 10 тыс. руб.», — говорила она.
Новые лицензии на обращение с промышленными отходами, согласно новому проекту Миприроды, будут выдаваться, если у компании или индивидуального предпринимателя (ИП) в наличии:
К тому же компаниям или ИП, получившим такие лицензии, будет запрещено использовать мобильное оборудование по сбору и вывозу отходов на других проектах, а полезные компоненты, которые можно использовать, — вторсырье — запретят складировать на полигонах или сжигать.
Сейчас новые правила проходят стадию согласования с учетом замечаний бизнеса и профильных ведомств. Росприроднадзор еще в начале апреля направил в Минприроды письмо с предложением сделать лицензии на обращение с промышленными отходами ограниченными по срокам, сказал РБК представитель ведомства. По его словам, ведомство считает необходимым определить срок действия лицензий в пять лет, либо на срок эксплуатации объекта размещения отходов. Но в текущей редакции проекта постановления не прописано сроков действия лицензий. РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минпромторга и Роспотребнадзора.
Обращение с промышленными отходами I—II классов опасности курирует структура «дочки» «Росатома» «РосРао». А глава «Ростеха» Сергей Чемезов предложил в декабре 2019 года на базе возглавляемой им госкорпорации создать федерального оператора по обращению с промышленными отходами III—V классов опасности, на которые приходится 95% всех отходов в России. В АКРА оценивали примерную стоимость вывоза и складирования таких отходов в 1,4 трлн руб. в год.
Тогда глава Минприроды Дмитрий Кобылкин выступил против этой инициативы, заявив, что это ущемит интересы малого бизнеса и противоречит антимонопольному законодательству. Тем не менее в конце апреля 2020 года стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев внес в аппарат правительства поправки в законы об отходах и о «Ростехе», которые предполагают, что госкорпорация сможет рекомендовать федерального оператора по обращению с промышленными отходами и размер тарифов на его услуги. «Я бы села за круглый стол и хорошенько подискутировала о едином операторе промышленных отходов с самими промышленниками, бизнесом и потребителями. Одно ясно: надо наводить порядок», — говорила в интервью РБК Радионова.
Комментируя новый проект лицензирования сбора и вывоза опасных отходов, представитель «Ростеха» сказал РБК: «Это нужный отрасли документ, который призван упорядочить правила выдачи разрешительных документов, требования к юридическим лицам и предпринимателям, работающим в данной сфере». «Все компании, входящие в контур «РТ-Инвест» в области обращения с отходами, уже сегодня отвечают данным требованиям (которые предлагает ввести Минприроды — РБК), получая все необходимые лицензии. Корректировка правил вполне логична и, по сути, упорядочивает контроль за лицензиатами и за подобного рода деятельностью», — добавил представитель «РТ-Инвест», в которой «Ростеху» принадлежит 25%.
«Ростех» сможет выполнить новые требования переоформления и получения лицензий, как и большинство давно работающих в этой отрасли компаний, считает заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. С рынка уйдут те компании, которые используют арендованную технику для вывоза отходов и владеют свалками, которые все равно придется закрывать, добавила она
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
РБК направил запрос представителю Минприроды.