Поправки в экологическое законодательство правительство внесло в июне этого года по поручению президента. Оно было дано еще в январе 2017 года. Однако предложенный кабмином вариант не устроил Госдуму.
— С нашей точки зрения, коллеги из правительства подошли к исполнению поручения президента абсолютно формально, — заявил «Известиям» глава думского комитета Владимир Бурматов. — Комитет будет настаивать на том, чтобы текст законопроекта был изменен. Порядок изменения мы обсудим с правительством.
26 сентября в Госдуме пройдут публичные слушания, на которых с участием представителей правительства, общественных организаций и экологов обсудят в том числе и эти изменения в законодательство, добавил депутат.
Положения законопроекта основаны на реализации статьи 42 Конституции РФ, которой установлено «неукоснительное право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии», сообщили «Известиям» в Минприроды России. В ведомстве подчеркнули, что в настоящее время документ готовится к рассмотрению в первом чтении на заседании осенней сессии парламента.
— По итогам рассмотрения законопроекта на заседании будет принято решение о необходимости его доработки, — уточнили в пресс-службе министерства.
Высшая школа экономики по заказу Госдумы провела собственное исследование и представила свой вариант поправок в закон «Об охране окружающей среды». Рекомендации по разработке федеральных актов, обеспечивающих закрепление понятия «экологическая информация», имеются в распоряжении «Известий». В документе предлагается внести изменения в шесть федеральных законов.
Авторы предлагают прописать в действующих нормах понятие «экологическая информация», а также порядок ее размещения органами власти в интернете в форме открытых данных. Кроме того, в документе поясняется, что такие сведения «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию», а «весь объем экологической информации является открытым и общедоступным».
Еще одна новелла — дополнение статьи 8.5 КоАП («Сокрытие или искажение экологической информации») новой частью, предусматривающей ответственность за неразмещение таких сведений в форме открытых данных. В качестве наказания на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей.
Эксперты ВШЭ также предлагают разработать список исчерпывающей информации, которая должна быть отнесена к экологической.
— Либо этот перечень должен быть прописан прямо в законе, либо утвержден соответствующим постановлением правительства, — пояснила «Известиям» старший преподаватель факультета социальных наук вуза, начальник отдела перспективных исследований Ляйля Синятуллина.
Университет также проводит собственные опросы и изучает социологические исследования других организаций на тему состояния окружающей среды начиная с 2015 года, рассказал «Известиям» проректор ВШЭ, директор Института государственного и муниципального управления Андрей Жулин.
— Они показывают не просто стабильно высокий интерес к экологической информации, а постоянный его рост как у граждан, так и у коммерческих организаций, — отметил он. — Информация, которая касается экологии и ее влияния на жизнь, здоровье людей, очень нужна обществу, однако ее доступность оставляет желать лучшего.
По данным соцопроса университета, свыше 76% россиян считают такую информацию закрытой и лишь 10,5% проблем с доступом не испытывают. При этом официальным данным о состоянии экологической среды не доверяют 95% опрошенных и лишь 3% считают их достоверными. 39% респондентов даже готовы поменять место жительства, если узнают, что есть экологическая опасность и угроза их здоровью.
Законопроект, регламентирующий доступ населения к информации о состоянии окружающей среды, очень нужен, считает председатель правления общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин. Сегодня получить сведения об экологическом состоянии той или иной территории крайне сложно, добавил он.
— У нас есть проект «Национальный рейтинг субъектов РФ», для составления которого необходима достоверная информация. Ее мы в основном получаем из докладов субъектов о состоянии окружающей среды, — пояснил эколог «Известиям». — Однако в большинстве регионов такой доклад можно найти только за 2017 год, а в некоторых он и вовсе отсутствует.
Основную задачу законопроекта о доступе к экологической информации эксперт видит не только в четком определении критериев таких сведений, но и в разработке технического задания по ее опубликованию.
Поправки в законодательство долго не вносились из-за промышленного лобби, полагает директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог Андрей Пешков. Он подчеркнул, что даже в основном экологическом законе «Об охране окружающей среды» говорится: информация должна предоставляться. Но сегодня этого явно недостаточно, констатировал эколог.