Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Экологическое просвещение: взгляд из провинции.

Экологическое просвещение: взгляд из провинции.

01/06/2011 23:42 / 👁 1065 / Поделиться:
Сегодня в провинциальном обществе экология, как и политика и экономика, являются для обывателя чем-то далеким и чужим, чем-то, о чем пишут в книгах или говорят по телевизору. Обилие непонятной терминологии, выводы, которые никогда не сбываются и рекомендации, которые невозможно воплотить в жизнь. Все это ставит экологию в ряд проблем, далеких от провинциального жителя. Деньги, удовольствия и еда - вот три главные потребности обычного современного российского обывателя. Российская реальность показывает, что пока чиновник не захочет, ничего в России не заработает. Это касается в первую очередь экологического просвещения. Так как эта работа не приносит никаких денег, то она чиновнику не интересна. Российская реальность показывает, что пока чиновник не захочет, ничего в России не заработает. Это касается в первую очередь экологического просвещения. Так как эта работа не приносит никаких денег, то она чиновнику не интересна.

Е. А. Ким
Хакасский региональный общественный экологический фонд "Живая планета"
г. Абакан, kimea@yandex.ru

Обращаю внимание - обычного обывателя. И если многие еще могут отказаться от еды и удовольствий, то от денег не откажется никто. Просто для каждого индивидуума будет существовать своя суммовая притягательность. В этот список потребностей забота об окружающей среде и экологии не входит в принципе. Обыватель вспомнит о природе и экологии только тогда, когда это коснется его денег, его удовольствий или его еды. К сожалению, это жесткая реальность и все неудачи на ниве развития экологического просвещения, а тем более полный провал в попытках формирования экологического сознания российского общества происходят от неверно определенных приоритетов. Желание обывателя заработать денег (или ни в коем случае их не потерять) может быть не только отрицательным фактором в экологическом воспитании и просвещении. Деньги - мощнейший стимул, который может заставить обывателя помнить об экологии постоянно. Необходимо только научить человека правильно считать.

Провинциальный экопросветитель, на мой взгляд, это заложник сложившихся обстоятельств, который пытается на пальцах объяснить окружающим его людям достаточно сложные для понимания вещи. Читая методическую литературу, многочисленные статьи маститых экологов и общественных деятелей от экологии, экопросветитель порой сам теряет простой смысл своей работы. Вот небольшая выдержка из книги А. С. Степановских "Охрана окружающей среды", изданная в 2001 году: "Экологический императив - это совокупности запретов, нарушение которых приведет к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни свойств окружающей среды. Идеи экологического императива должны занять ведущее место в экологическом просвещении. Обычно их (запреты) рассматривают в контексте глобальных экологических проблем. Но при этом в сознании они носят абстрактный, обобщенный характер. Осознание экологического императива должно определять нормы поведения каждого, служить основой формирования его экологической нравственности в период экологического кризиса." А теперь представьте себе учителя биологии в сельской школе или методиста по экологическому просвещению в Туве или Эвенкии. Даже молодой выпускник ВУЗа из Рязани или Красноярска с трудом доберется до смысла этого отрывка. Иногда кажется, что многие авторы пишут сами для себя или для узкого круга почитателей специализированной словесности. Конечно же, существует огромное количество более понятной, интересной и полезной литературы, объясняющей как надо экологически просвещать простого гражданина. Но все методические разработки опираются на ошибочные предпосылки, что все люди прекраснодушные и послушные, уважают общечеловеческие ценности и очень хотят экологически просветиться. И в большинстве случаев такие методические рекомендации не работают. Вернее, все очень хорошо получается в дошкольном и начальном школьном образовании. В этом возрасте открытые детские души не интересуют деньги. Их ум открыт для познания, они еще способны искренне оценить красоту таких простых вещей как первый чистый снег, желтый лист березы, беганье босиком по лужам. Но куда все исчезает к 14-15 годам? Вместо искреннего интереса - скучающие лица, пустые глаза. А во многих подростковых коллективах, особенно среди трудных подростков, знание законов природы, уважительное отношение к ней, считается проявлением слабости, чудачества, такие ребята часто становятся объектами насмешек. Где происходит сбой? Что делается неправильно педагогами и методистами экологического просвещения в этот возрастной период? Из-за чего большая часть детей становиться потерянной для экологического просвещения? В итоге из школы выходят взрослые люди, твердо уверенные в том что "всякая там экология" это что-то настолько чужое, нудное и далекое от их повседневной жизни, что думать о ней даже не стоит и браться.

Конечно же, не все дети превращаются в таких взрослых. Некоторые влюбляются в природу раз и навсегда. Их немного. Большинство биологических факультетов в ВУЗах испытывает хронический недобор. Но все-таки, биология и экология, как науки, развиваются, делаются открытия, пишутся докторские и кандидатские диссертации. И ежегодно пишется определенное количество книг, методик, статей по экологическому образованию и просвещению. Но в своих работах авторы опять не берут в расчет простые человеческие желания - деньги, еда и развлечение, а предлагают строить экопросветительскую деятельность на таких понятиях, как совесть, доброта, отзывчивость, жалость и красота. Иллюстрацией результатов от применения таких методик может служить наш личный опыт. Бизнесмен, человек с высшим образованием, большой "любитель природы" - заядлый охотник, очень просто и понятно ответил нам, когда мы обратились к нему за финансовой помощью на проведение экологического праздника для детей. Он сказал: "Ребята, я плачу все налоги, в том числе и экологические. Так что идите к государству, пусть оно вам помогает. А я никому ничего не должен." Подобные ответы в провинции мы слышим постоянно. То забота об экологии не заложена в действующих тарифах, поэтому нам ничем не могут помочь, то экология не входит в сферу забот предприятия или фирмы, так как они занимаются социальными проблемами или спортом… Я думаю, что подобные ответы на просьбы о финансовой поддержке своей деятельности получают 90% общественных экологических объединений и организаций в России. Состоятельные люди готовы платить большие деньги за то, чтобы отдохнуть в диком уголке природы, но отказывают в помощи тем, кто пытается такие уголки сохранить и приумножить. Парадокс или результат современных методов экологического просвещения и образования?

Мой личный опыт показывает, что специалист, работающий на ниве экологического просвещения, делает это или на добровольных началах, в свободное от другой постоянной работы время, или совмещает обязанности в 3-4 организациях. Обычно он одновременно руководит экологическим кружком в городском (поселковом) Доме культуры или клубе, является специалистом по делам молодежи в местной администрации и преподает что-нибудь в школе или колледже. Собирая воедино те скудные средства, которые выделяются на организацию работы по каждой должности, этот героический энтузиаст умудряется проводить несколько хороших эколого-просветительских мероприятий в год. Но долго ли можно эксплуатировать энтузиазм? Исторический опыт показывает, что нет.

 

Куда же исчезают те деньги, которые выделяются государством и крупными общественными организациями на экологическое просвещение? Видимо на те бесконечные конференции, семинары и форумы, которые проводятся в больших городах. На содержание различных информационных и координационных центров, на разработку очередных методик, на издание очередной книги или сборника. Никто не спорит - все это важные звенья в координации действий по развитию экологического сознания и формирования экологической культуры. Но часто на этих конференциях мы видим одни и те же лица. И говорится там об одном и том же. А провинциальный обыватель по-прежнему не связывает между собой чистоту воздуха и окружающие его растения, свалку за своим забором и воду, которую он пьет.

 

Финансируются на проведение экопросветительских мероприятий, обычно одни и те же организации. И традиционно это крупные, раскрученные экологические организации, с красивым составом членов. И они занимаются снова теми же семинарами, изданиями книг, конкурсами для населения. Причины этого явления известны и не являются темой этой статьи. А сельский учитель как объяснял на пальцах, что губить природу нельзя, так и продолжает это делать, вырезая из тетрадных листочков примитивную наглядку. Как реализовывать все прекрасные проектные идеи и как следовать огромному числу опубликованных рекомендаций, если все финансовые возможности заканчиваются на уровне столичных и областных городов, а в провинции оседают лишь книжки и опубликованные материалы конференций и семинаров?

Есть еще одна большая проблема экологического воспитания и просвещения - размытость целей и необъятность задач.
В своей статье "Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе" М. Д. Андреев считает, что экологическое просвещение, прежде всего, должно быть направлено на:

  • наглядное отражение основных этапов эволюции Земли;
  • отражение современных особенностей биологической эволюции, а также взаимодействия человека и природной среды;
  • изучение уникальности экосистем земного шара;
  • общечеловеческие, научные и эстетические ценности природных объектов.

Ссылаясь на "Концепцию работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации экологическому просвещению населения" (1999), утвержденной Госкомэкологией и Рослесхозом в августе 1998 г. Ю. А. Буйволов в своей книге "Как создать план управления национального парка" определяет три взаимодополняющие и взаимосвязанные цели работы экопросветителя:

  • обеспечение поддержки широкими слоями населения идей сохранения природного и культурного наследия России, формирование понимания обществом важной роли заповедников и национальных парков для сохранения национального достояния нашей страны;
  • участие в формировании экологического сознания людей и развитии экологической культуры населения Российской Федерации.
  • содействие улучшению экологических и социально-экономических условий на местах.

Экологическая доктрина Российской федерации основной задачей экологического образования и экологического просвещения декларирует "повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии".

Причем все это должны делать простые люди на местах - сельские и городские учителя, работники заповедников и национальных парков, энтузиасты-экологи общественных фондов. Так чем же они должны заниматься - научно-исследовательской деятельностью, организационной или образовательной? Или всем сразу? Помогать образовательным учреждениям, действовать самостоятельно или объединять общественность? Чем больше задач возлагается на плечи простого исполнителя, тем меньше у него понимания, каких результатов он в итоге должен достичь. Побарахтавшись в этом океане обязанностей, человек в конце концов выбирает для себя то, что у него лучше всего получается. Или то, что ему в данный момент интересно. Или то, на что у него хватает денег. В результате мы получаем, что в Рязанской области рисуют, в Московской области убирают мусор, на Камчатке занимаются исследовательской деятельностью, а где-то в Красноярском крае делают кормушки для зимующих птиц. И основными участниками этих событий на 80% являются дети и их родители. И если вдруг у какого-то экологического фонда получается удачное мероприятие для местных чиновников или бизнеса, об этом много и долго говорят, но кроме разового результата в итоге, никаких системных изменений в отношении к экологии у чиновников и бизнеса не происходит.

Российская реальность показывает, что пока чиновник не захочет, ничего в России не заработает. Это касается в первую очередь экологического просвещения. Так как эта работа не приносит никаких денег, то она чиновнику не интересна.

Экологическое просвещение - забота, прежде всего, государства, государственного чиновника, а уже в помощь государству работают общественные деятели и простые энтузиасты. У нас в провинции происходит наоборот. Энтузиасты и общественные организации, через равнодушие, а порой и сопротивление чиновников, пытаются организовать эколого-просветительскую работу в своем городе или поселке. Как же заставить чиновника захотеть работать? Призывы к его совести, жалости или высоким чувствам обычно не работают, а значит надо сделать так, чтобы проблемы экологии и охраны окружающей среды стали касаться его денег, его развлечений или его еды.

Целый ряд российских нормативно-правовых документов - Закон РФ "Об образовании", Указ Президента РФ N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановление Правительства РФ N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения", Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации, Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" и масса других документов, - определили "…принципы государственной политики в области экологического образования и создали предпосылки для формирования и развития правовой базы системы всеобщего непрерывного экологического образования каждого гражданина России в течение всей его жизни." На бумаге получается, что государственная политика у нас есть, непрерывное экологическое образование ведется, а российские леса как вырубались, так и вырубаются, Россия как горела, так и горит, а свалки вокруг городов и поселков становятся все больше. По всей видимости, пора переходить от теории к практике. Так сказать, спуститься с небес на землю. Я думаю, что пора разрабатывать новые методы экологического просвещения, основанные на простых человеческих желаниях - есть, пить и иметь много денег. Необходимо в полной мере донести до человека, сделать так, чтобы он раз и навсегда понял, что без растений не будет кислорода, а значит - он умрет. Что, загрязняя воздух дымом, а землю мусором, он портит воду, а значит, он скоро останется без денег, потом без воды, а потом он умрет. Что уничтожая плодородный слой земли, на которой он живет, он сначала останется без денег, потом без еды, а потом он умрет. И так последовательно, шаг за шагом, объяснять, что их неразумное отношение к экологии в итоге оставит их без денег, без еды и без жизни.

Ни один, даже самый хороший закон, не будет работать на добровольных началах. И финансовый механизм - самый действенный механизм соблюдения законности. Когда штраф за не пристегнутый ремень безопасности в автомобиле составлял 100 рублей, то 90% автоводителей и их пассажиров никогда не пристегивались. Подняв штрафную планку до 500 рублей, государство резко снизило процент не пристегнутых автомобилистов. Но когда водители поняли, что инспектор ГИБДД, вряд ли остановит его за не пристегнутый ремень, а тем более выпишет штраф, процент нарушителей снова пополз вверх. То же самое справедливо и для экологических правонарушений. Штрафы за браконьерский лов животных высоки, грозит даже уголовное дело, но совсем некому ловить и штрафовать. А штрафы за нарушение границ заповедной территории оказывается можно довольно просто оспорить в суде, так как суд не интересует сам факт нарушения, а интересует правильность заполнения протокола о правонарушении. И если там вдруг есть какая-нибудь ошибка - то тут же права гражданина будут защищены! Ведь природа бессловесна и не может сама защитить свои права в суде.

Собравшись в 2010 году в Абакане на круглый стол по вопросам загрязнения окружающей среды бытовым мусором, участники мероприятия попытались найти точки соприкосновения, для того, чтобы объединить усилия в борьбе с несанкционированными свалками. Участниками круглого стола стали как федеральные, так и республиканские чиновники, общественные экологические организации, СМИ. А организатором этой встречи стал Государственный природный заповедник "Хакасский". В результате обсуждения выяснилось, что ни одно ведомство не имеет полномочий наказать кого-либо за выброшенный куда попало мусор. Никто не может инициировать проведение расследования по факту организации несанкционированной свалки. Что уже много лет в России отсутствует общественный экологический контроль. А самое главное - хозяин земли, на которой такая свалка появилась, вообще ни за что не отвечает. И убирать ее тоже некому, да и некуда. А туда куда можно, очень дорого и далеко. В результате, точки соприкосновения так и не были найдены, так как никому из чиновников подобное соприкосновение не было нужно в принципе. И опять отправились детские экологические десанты убирать природу самостоятельно, оставив очень занятых и озабоченных экологией чиновников думать в своих кабинетах.

Подводя итоги, нельзя не признать, что в этой статье больше вопросов, чем ответов. И кто должен решать это вопросы - тоже вопрос. Хочется отметить только одно: отсутствие общей координации экопросветительской работы, последующего анализа действий участников и оценки полученных результатов приводит в результате к двум негативным результатам - во-первых, используются неверные методики, не дающие ожидаемого результата, во-вторых, сами исполнители постепенно теряют ощущение необходимости своей работы, уходит мотивация, так как отсутствует оценка их труда. Люди хотят работать, у многих есть большое желание принести практическую пользу делу сохранения окружающего их мира. Я думаю, нужно неформально и профессионально организовывать таких людей, создать команду профессионалов, которая будет координировать работу по всей России, последовательно решая основные задачи экологического просвещения. А самое главное, надо понять каждому из нас, что неразумное отношение к экологии в итоге оставит нас без денег, без еды и без жизни.

Список литературы:

Как создать план управления национального парка. Практические рекомендации / Авт.-сост. Ю. А. Буйволов, 2002. (Вып. 4)
Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ // Фундаментальные исследования. - 2009. - N 7 - С. 76-78
Семенова Н. И. Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе. / http://www.edu.yar.ru
Степановских А.С.Охрана окружающей среды - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
1. Матвеева Н. С. Издание экологической литературы неправи¬тельственными природоохранными организациями Сибири (на при¬мере МБОО "Сибэкоцентр") // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. История, филология. - 2009. - Т. 8, вып. 1. - С. 201-204;
2. Матвеева Н. С. Экологический "бум" и издание литературы государственными природоохранными учреждениями Сибири (конец 1980-х - начало 2000-х гг.) // Гуманитар. науки в Сибири. - 2009. - N 2. - С. 123-126;
Ткач Л.Б. Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования. Реферат/ http://www.ecosystema.ru/07referats/eco_obr.htm
Экологическая доктрина РФ от 31.08.2002

Последние новости

Популярные новости