Начало > Эко новости > Российские биологи расшифровали геном паразита с самой простой нервной системой

Российские биологи расшифровали геном паразита с самой простой нервной системой

08/07/2016 10:48 / 👁 907 / Источник ТАСС / Поделиться:
Ученые из Института проблем передачи информации Российской академии наук (ИППИ РАН) и других российских институтов, расшифровали полный геном ортонектиды Intoshia linei - паразита морских беспозвоночных, нервная система которого состоит всего из 40 клеток. © Sean Gallup/Getty Images © Sean Gallup/Getty Images

Исследование помогает установить минимальный набор генов для появления работающей нервной системы, сообщает научно-популярный портал "Чердак" со ссылкой на пресс-службу ИППИ РАН.

Кто такие ортонектиды?

Ортонектиды - это паразиты морских беспозвоночных. Они обитают внутри хозяев в форме многоядерной клетки, производя на свет червеобразных самцов и самок, состоящих из нескольких сотен клеток и лишенных пищеварительных, выделительных и многих других систем. В XIX веке, когда ортонектид только открыли, их считали переходным звеном между одноклеточными и многоклеточными организмами. Новые данные указывают на то, что эта группа животных упростилась в процессе эволюции в связи с паразитическим образом жизни.

Такая гипотеза о причинах необычной простоты ортонектид подтверждается и в новой работе исследователей из ИППИ РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, которая опубликована в журнале Current Biology.

На минимуме возможностей

"Геном Intoshia linei оказался довольно простым и состоит всего из 9 тыс. генов", - говорится в релизе. Для сравнения: у круглого червя Caenorhabditis elegans, одного из самых простых организмов с нервной системой, в геноме 20 тыс. генов.

Остальные гены, участвующие как в работе нервной системы, так и в других процессах, ортонектиды утратили вследствие своей адаптации к жизни паразитов. Поэтому геном Intoshia linei можно считать своеобразным "минимальным набором генов", необходимым для сохранения работающей нервной системы и основных признаков многоклеточных двусторонне-симметричных животных.

Напомним, что ранее в этом году американские ученые отредактировали геном бактерий Mycoplasma mycoides до минимального набора в 473 гена.