Начало > Эко новости > Ученые: рядом с Новой Зеландией формируется "зародыш" нового вулкана

Ученые: рядом с Новой Зеландией формируется "зародыш" нового вулкана

04/06/2016 19:04 / 👁 983 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Спутниковые наблюдения за недрами Земли в окрестностях Новой Зеландии показали, что в море у северной оконечности острова формируется магматическая камера, которая в скором времени может породить новый вулкан, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances. Остров Северный. Фото: Curtis Simmons / Flickr Остров Северный. Фото: Curtis Simmons / Flickr

Через Новую Зеландию проходит Тихоокеанский "огненный пояс" — полоса вулканов и тектонических разломов длиной в 40 тысяч километров. Он опоясывает Тихий океан, пролегая вдоль побережья Южной и Северной Америки до южной части Аляски, затем поворачивает к Японии, Филиппинам и Индонезии и завершается в районе острова Новая Гвинея, Новой Зеландии и юго-западной Океании.

Именно в "Огненном кольце" находится подавляющее большинство известных вулканов планеты. Там же происходит 90% всех землетрясений на Земле. Последнее извержение вулкана происходило на Новой Зеландии совсем недавно – в 2012 году проснулся вулкан Тонгариро, игравший роль Ородруина, знаменитой "Роковой горы",  в киносаге "Властелин Колец".

Айэн Гэмлинг (Ian Hamling) из Государственного научно-исследовательского института Новой Зеландии в Авалоне выяснили, что в скором времени Северный остров архипелага, где находятся все центры вулканической активности, может стать обладателем нового вулкана, изучая данные, собранные зондом Envisat в прошлом десятилетии.

В северной части острова и в окружающих его водах океана находится так называемая вулканическая зона Таупо, где в последние годы происходят землетрясения и рядом с которой  находятся крупнейшие вулканы Новой Зеландии – Руапеху, Тонгагиро и Нгарухое.

Изучая изменения в высоте поверхности в этой зоне, ученые заметили, что она поднимается вверх со скоростью 1,5 сантиметра в год, тогда как окружающие ее районы, наоборот, опускаются вниз со скоростью в один сантиметр в год. Столь быстрый по геологическим меркам подъем грунта означает, что под зоной Таупо появилась новая магматическая камера, которая заполняется легкими и относительно жидкими потоками расплавленных пород из нижних слоев недр Земли.

Центр этой камеры, как показывают расчеты ученых, находится не на суше, а под водой, в нескольких сотнях метров от северного берега Новой Зеландии, на глубине в 12 километров. Каждый год объем этого "лавового бассейна" вырастает на 0,01 кубических километра, что сопоставимо со скоростью роста магматических камер у других относительно новых и крупных вулканов.

Подобное открытие удивило Гэмлинга и его коллег, так как вулканы не просыпались в окрестностях Туапо на протяжении, как минимум, 425 тысяч лет. Пока ученые не знают, когда данный резервуар породит вулкан, однако они уверены, что извержение в конечном итоге состоится. Данный очаг, если верить замерам высоты поверхности, проведенным в 18 веке, растет уже три столетия, и скорость накопления магмы заметно выросла, увеличившись в три раза, в последние 10 лет.

Крупные города и селения новозеландцев, как рассказывают ученые, расположены всего в 50 километрах от данного магматического очага,  что говорит о необходимости скорейшего изучения состояния этого потенциального вулкана и оценки опасности, которую он может нести для жителей архипелага.