Начало > Эко новости > Беременность изменила вкус и обоняние дрозофил

Беременность изменила вкус и обоняние дрозофил

10/05/2016 14:43 / 👁 968 / Источник Научно-популярный портал «Naked Science» / Поделиться:
Изменения вкуса у беременных женщин хорошо известны и стали темой даже для анекдотов. Однако эти изменения имеют глубокие эволюционные корни и происходят даже с самками дрозофил.Физиологические механизмы, лежащие в основе изменения вкусовых и обонятельных пристрастий беременных самок, остаются неизвестными. Недавно исследователи из немецкого Института нейробиологии Общества им. Фото с сайта naked-science.ru Фото с сайта naked-science.ru

Физиологические механизмы, лежащие в основе изменения вкусовых и обонятельных пристрастий беременных самок, остаются неизвестными. Недавно исследователи из немецкого Института нейробиологии Общества им. Макса Планка раскрыли некоторые новые аспекты этих процессов, показав, что у беременных дрозофил меняется количество определенных рецепторов, а с ними и тяга к соответствующим веществам. Результаты работы ученых из группы Илоны Кэдов (Ilona Kadow) публикует журнал PLOS Biology.

Беременность вообще создает большую нагрузку на организм животного, будь то млекопитающее или насекомое. Необходимость обеспечить рост эмбрионов диктует не только повышенные пищевые потребности, но и изменение состава пищи. Это касается и количества полиаминов – таких как креатин – сравнительно небольших органических молекул, которые играют важную роль в целом ряде физиологических процессов.

Часть необходимых полиаминов способны синтезировать обитающие в кишечнике животных бактерии, однако часть должна поступать с пищей. Их дефицит может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем, хотя избыток полиаминов также наносит вред организму. Поэтому их поступление довольно строго контролируется, в том числе и поведенческими реакциями на пищу. Более того, изменения в этих реакциях начинаются еще задолго до того, как сенсорный сигнал поступает в мозг.

Как показала Илона Кэдов с соавторами, у самок дрозофил в период беременности возрастает тяга к питанию, богатому полиаминами. Ученые выяснили, что эти изменения опосредуются рецептором SPR, который участвует в формировании яиц. Этого белка на поверхности чувствительных нейронов у беременных мушек становится больше, что увеличивает их чувствительность к определенным видам питательных веществ. Когда с помощью генной инженерии авторы повысили содержание SPR у самок, вовсе не имевших контакта с самцами, у них наблюдалась та же повышенная реакция на полиамины.

В отличие от зрения, вкус и обоняние у млекопитающих и птиц работают схожим образом. Это может говорить о том, что похожие механизмы лежат и в основе изменения пищевых пристрастий у беременных женщин. Такие перемены связаны не с повышенной «капризностью», а коренятся в серьезных перестройках, и не только мозга, а всей сенсорной системы и организма, в котором развивается новое живое существо.