Начало > Эко новости > Геологи: ледниковый период мог быть вызван движением континентов

Геологи: ледниковый период мог быть вызван движением континентов

21/04/2016 13:04 / 👁 845 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Столкновение Индии и будущей Евразии, произошедшее примерно 50 миллионов лет назад, было причиной наступления последнего периода оледенения в истории Земли, заявляют геологи из MIT, опубликовавшие статью в журнале PNAS. Ледниковый период. Фото: http://nord-news.ru Ледниковый период. Фото: http://nord-news.ru

"Никто не сомневается в том, что тектоника управляет климатом, если смотреть на этот процесс с высоты в несколько десятков или сотен миллионов лет, но мы не знали, как мы можем увязать климат и геологию друг с другом и доказать, что это так. Мне кажется, теперь у нас есть первая в истории возможность связать масштабные тектонические изменения с тем, как менялся климат Земли", — заявил Оливер Ягоутц (Oliver Jagoutz) из Массачусетского технологического института в Бостоне (США).

Ягоутц и его коллеги полагают, что им удалось найти объяснение тому, почему примерно 50 миллионов лет назад, в начале эоцена, климат Земли резко поменял свою сущность, и наша планета перестала быть "миром-теплицей" с тропиками за полярным кругом и превратилась в наполовину оледеневший шар, которым она являлась в недавнем прошлом.

Причины этой трансформации Земли из "парника" в "ледник", которое ученые называют событием Азоллы, до сих пор не до конца ясны. Геологи знают, что примерно 49 миллионов лет назад доля СО2 в атмосфере начала резко сокращаться, однако причина этого сокращения была предметом дискуссий – часть исследователей приписывала эту роль бурному росту водных папоротников из рода Azolla в Арктике и отложению их останков на дне, а другие считали, что в этом могли быть виноваты какие-то иные процессы, не связанные с биосферой.

Авторы статьи предложили теорию, которая объясняет наступление оледенения одной простой вещью – движением континентов и тем, что происходило с породами морского дна при их превращении в сушу в результате столкновения литосферных плит.

Как объясняет Ягоутц, примерно 90 миллионов лет назад литосферная плита, находившаяся на дне моря Тетис, разделявшего Африку и Евразию, двигаясь на север, начала сталкиваться с соседней Евразийской плитой. Результатом этого стало появление целой цепочки вулканов, активно выбрасывавшей СО2 в атмосферу. Эта углекислота стала основой "тепличного режима", которым наслаждались динозавры и флора мезозоя в меловом периоде.

На этом движение Африканской плиты не остановилось, и через некоторое время, примерно 80-70 миллионов лет назад, ее морские породы вышли на сушу, в результате чего извержения прекратились, а на поверхности суши появились морские базальты и другие основные породы.
Эти породы, по словам ученых, обладают одним важным свойством – благодаря своей щелочной природе они хорошо поглощают СО2 и тем самым понижают его долю в атмосфере. Благодаря этому рост СО2 в атмосфере в конце мезозойской эры остановился.

Второе аналогичное событие произошло чуть позже, примерно 50 миллионов лет назад, когда Индия столкнулась с Евразийской плитой и ее морские породы стали сушей. Именно их выход на поверхность, как показывают расчеты Ягоутца и его коллег и данные раскопок, и послужил причиной того, почему климат Земли необратимым образом поменялся и на нашей планете наступил ледниковый период – в то время породы планеты поглощала в 10-20 раз больше СО2, чем это делают они сегодня.

Как подчеркивают ученые, подобные "тектонические" изменения климата вряд ли играют какую-либо существенную роль в современном процессе роста глобальных температур. Тем не менее, их существование следует учитывать для объяснения различных аномалий, не укладывающихся в современные климатические модели.