Эти потрясающие женщины не стали ждать перемен, они взяли инициативу, не побоявшись выступить в защиту окружающей среды. Познакомьтесь с этими невероятными историями гражданских активисток и поделитесь ими с друзьями и близкими!

Зейна Аль Хадж

Зейна Аль Хадж — исполнительный директор средиземноморского отделения Гринпис в Стамбуле. В 1999 году Зейна Аль Хадж и её коллеги устроили акцию протеста против ливанской химической компании, которая сбрасывала неочищенные токсические отходы напрямую в Средиземное море. Активисты разместили банеры и тут же встретили сопротивление со стороны охраны. На мирный протест полиция ответила выстрелами. Некоторые участники были ранены: один сломал руку, а другой получил травму спины.

Ливанская химическая компания выдвинула обвинения против активистов, которые были задержаны и доставлены в суд. В конце концов, обвинения против мирной демонстрации сочли необоснованными и были сняты. Сегодня сброс химических отходов в Ливане ограничен законом и надзором местного сообщества.

Кэти Джетнил-Киджинер

Кэти Джетнил-Киджинер, жительница Маршалловых островов, была одной из четырёх выступающих на церемонии открытия саммита ООН по климату в 2014 году. Поэтесса, писательница, журналистка, ей дали возможность донести сообщение её народа до Пан Ги Муна и мировых лидеров. Она не просто была на высоте, она настолько внушительно выступила с призывом охранять климат, что другие делегаты ООН аплодировали стоя со слезами на глазах.

В стихотворении, посвящённом её маленькой дочери, под названием «Дорогой Мэйтфиль Пейнам», она осветила, как суровые реалии изменения климата влияют на людей, особенно с островов Тихого океана, и вдохновила людей на действия.

«Мы собою слово несём», —
Скандируют тысячи хором
«Плечом к плечу, планету спасем!»
«Перемен! Ведь есть еще порох!»
Малыш, они кричат для тебя.
Для всех. Чтоб планету спасать.
Мы можем больше, чем выживать,
Мы достойны здесь процветать.

- Отрывок из «Дорогой Мэйтфиль Пейнам».

Изображение с сайта Климатического Саммита ООН 2014.

Мэрилин Слетт

Представители коренных народов Америки устроили акцию протеста перед зданием Министерства рыболовства и океанических ресурсов Канады, в котором Мэрилин Слетт, главный посланник индейцев Хейлцук, вела переговоры с федеральными чиновниками об ограничении рыболовства. По данным индейцев, власти существенно завысили количество рыбы в акватории, чтобы расширить промысел, но местные жители были против этого.

Мэрилин Слетт четыре дня подряд вела переговоры с федеральными чиновниками в Министерстве рыболовства и океанических ресурсов Канады, которые планировали открыть промысловый вылов сельди на центральном побережье в апреле 2015 года. Почти 150 активистов расположились за пределами офиса, чтобы её поддержать. Активисты были готовы выйти на воду и остановить суда рыболовной флотилии, но Министерство после четырёх дней переговоров приняло решение согласиться с Мэрилин и полностью остановить вылов на центральном побережье Канады.

Фотография любезно предоставлена PullTogether.ca и индейцами Хейлцук.

Одри Сигл

Одри Сигл — коренная жительница Америки, которая путешествовала на корабле Гринпис Esperanza, чтобы объединить общины коренных жителей вдоль побережья Британской Колумбии.

«Мне пришлось противостоять буровой вышке компании Shell. Это было ужасно. Но есть моменты в жизни, когда, несмотря на свой страх, нужно действовать», — сказала Одри. В этот день она на надувной лодке Гринпис начала протест у 91-метровой вышки Polar Pioneer, требуя сигналами прекращения работ нефтяников.

«Я больше не буду терпеть негуманное обращение и нарушения прав, которые веками испытывал мой народ. Я больше не буду терпеть ложь, которую выдавали за истину в течение многих столетий. Нас обманули, сказав, что у нас нет никакой власти и нет права голоса против таких корпораций, как Shell. Правда в том, что у нас есть власть. У нас есть право голоса. Мы не можем просто стоять в стороне и позволить разрушать этот мир», — заявила Сигл, вспоминая свой храбрый поступок.

Больше фотографий Одри и других протестующих здесь.

Бобби Хантер

Разделяя взгляды своего мужа Роберта Хантера, одного из основателей Гринпис, Бобби вдохновила новые поколения экоактивистов, в том числе собственную дочь Эмили.

В 1970-х Бобби Хантер бросила офисную работу и присоединилась к первой анти-китобойной кампании, в ходе которой она смело закрыла своим телом кита от гарпуна китобоев и стала первой женщиной, сделавшей это. После долгих попыток активистам удалось добиться принятия закона о запрете коммерческой добычи китов, который вступил в силу в 1986 году.

Евгения Чирикова

В 2007 году Евгения Чирикова была обычной молодой мамой двух девочек, специально переехавшей всей семьёй в северное Подмосковье, чтобы быть ближе к природе. Во время семейной прогулки по Химкинскому лесу, она обнаружила нанесённые на деревья метки. Участок был определен под вырубку для прокладки новой трассы Москва-Санкт-Петербург.

Чирикова ушла с работы и организовала группу людей, неравнодушных к судьбе леса Химок, сформировала коалицию «За леса Подмосковья». С каждым днём противостоящая жажде наживы чиновников группа защитников леса росла, составляя уже весомую оппозицию проекту трассы, который многие считали лишь новым способом заработать.

Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, основные спонсоры прокладки трассы, в конце концов, сняли финансирование проекта из-за экологических и финансовых проблем.

Чирикова и её соратники столкнулись с невероятным давлением со стороны российского правительства. Евгению неоднократно арестовывали и задерживали, распространялись слухи о том, что она американский шпион, органы опеки и попечительства пытались отобрать у нее детей на основании ложных заявлений о жестоком обращении и безнадзорности.

В 2012 году Чирикова была удостоена Экологической награды «Голдман» за попытки спасение Химкинского леса. Она продолжает борьбу на экологическом фронте, состоит в сообществе гражданских активистов «Активатика», которое специализируется на новостях экологии, редко освещаемых обычными СМИ.

Нина Литвинова

Астраханский биосферный заповедник — первый заповедник, созданный в Советском Союзе. Фактически именно он положил начало созданию всей заповедной системы в стране. В 1998 году впервые его возглавила женщина. Нина Александровна Литвинова — заслуженный эколог Российской Федерации, кандидат биологических наук, один из опытнейших и наиболее профессиональных руководителей особо охраняемых природных территорий России.

Под руководством Литвиновой Астраханский заповедник стал одним из лучших в России. Он включён в сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО и в перечень водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Нина Литвинова — учёный с мировым именем, она посвятила заповеднику большую часть своей жизни.

Сильная духом активистка выезжала на тушения пожаров, ловила браконьеров, договаривалась с нефтяниками об экологическом балансе вокруг территории заповедника. Она жёстко противостояла попыткам вовлечения заповедника в хозяйственную деятельность, выступала против рыболовства и коммерческого туризма. Литвинова отстаивала государственные интересы и закон об особо охраняемых территориях, не допуская туристов в заповедник, оставляя для них национальные парки. Коллеги и экологи очень ценят ее за беспринципную позицию, за то, что она не шла на компромиссы и умела убеждать.

Её уволили по формальной причине достижения пенсионного возраста, но за время своей работы, Литвинова собрала сильный коллектив, который и по сей день защищает заповедник.

Берта Кацерес

Активистка из Гондураса, обладательница престижной экологической премии Голдмана, соучредитель организации коренных народов, Берта Кацерес, много лет протестовала против строительства дамбы на священной для её народа реке. Решение о строительстве принято без консультаций с коренным народом Ленка и с нарушением международных договоров. Проектом занималась гондурасская компания DESA и китайская Sinohydro, крупнейшая в мире компания по строительству плотин.

В 2013 году Берта организовала блокаду дорог, чтобы предотвратить доступ тяжёлой техники к священным местам, и более года противостояла вооруженным силам, нанятым строительными компаниями. В результате упорства активистов реку удалось отстоять. В конце 2013 года китайская компания остановила свою деятельность в Гондурасе, аргументировав свой уход победой местных активистов, а Международная финансовая корпорация отозвала свое финансирование, ссылаясь на озабоченность по поводу нарушений прав человека в стране.

На два года проект был заморожен, но затем строительство продолжилось на другой стороне реки. На мирной акции 20 февраля 2016 года было задержано более ста активистов, после чего Берта и её соратники стали получать угрозы в свой адрес. 3 марта в её дом забрались вооружённые люди и застрелили Берту Кацерес. По версии полицейских это было ограбление, но друзья Берты считают что убийство было связано с протестной деятельностью активистки. В своём интервью для Guardian Берта рассказала что осознает все риски, но «у нас нет запасной планеты, у нас есть только эта и мы должны действовать».

Фото с сайта www.goldmanprize.org