Начало > Эко новости > Специалисты рассказали, почему птицы не седеют с возрастом

Специалисты рассказали, почему птицы не седеют с возрастом

24/12/2015 10:15 / 👁 1037 / Источник Вокруг Света / Поделиться:
Даже старые птицы носят перья того же цвета, что и в «молодости». Перья не становятся серыми от времени или тусклыми из-за солнца. Ученые раскрыли секрет птичьего наряда.Окрас пернатых сохраняется всю жизнь, потому что формируется без помощи красителей и пигментов, тускнеющих со временем. Фото с сайта Вокруг Света (www.vokrugsveta.ru) Фото с сайта Вокруг Света (www.vokrugsveta.ru)

Окрас пернатых сохраняется всю жизнь, потому что формируется без помощи красителей и пигментов, тускнеющих со временем. Цвет перьев птицы определяется наноструктурой опахала, обнаружили ученые из Университета Шеффилда (Великобритания).

Команда физиков, химиков и биологов изучала перья сойки с помощью синхротронного излучения высокой мощности (электромагнитное излучение, испускаемое заряженными частицами, движущимися с особой скоростью), создаваемого исследовательским комплексом European Synchrotron Radiation Facility, расположенным в Гренобле. На полученных изображениях видно, что опахало пера имеет губчатую структуру, содержащую полости различного размера. Именно величина полостей определяет, волны света какой длины отражаются от поверхности опахала, — от этого и зависит видимый цвет оперения.

Интересно, что размер полостей контролируется генами. То есть птицы могут передавать этот признак по наследству или изменять его.

Тот же принцип работает и в случае с окрасом зеленых лягушек. Он же объясняет, почему эти земноводные становятся голубыми после смерти, замечает один из авторов исследования Адам Вашингтон. Природа наделила кожу лягушек полостями такого размера, что цвет этих существ воспринимается как голубой. Однако в процессе эволюции земноводные научились выживать благодаря маскировке: зелеными лягушки стали за счет вырабатывающегося у них желтого пигмента. Когда земноводное погибает, пигмент перестает выделяться и исходная структура кожи дает голубой цвет.

Ученые надеются, что их открытие поможет в будущем создавать ткани, обладающие цветом, устойчивым к различным внешним воздействиям.

Ранее ученые в ходе исследований обнаружили ряд уникальных способностей птиц. Так, специалисты из Германии пришли к выводу, что перелетные птицы могут «видеть» магнитное поле Земли, которое они используют в качестве компаса для своих перемещений. Американские же медики научили голубей почти так же точно, как это делают люди, диагностировать рак на изображениях, полученных с помощью микроскопа.