Начало > Эко новости > Ученые нашли "соленые ручьи" из жидкой воды на Марсе

Ученые нашли "соленые ручьи" из жидкой воды на Марсе

29/09/2015 11:30 / 👁 955 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Спектральные данные с зонда MRO помогли планетологам доказать, что на экваторе Марса периодически возникают своеобразные ручьи из жидкой, но очень соленой воды, оставляющие за собой загадочные темные полосы толщиной в несколько метров, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience. Темные полосы, потенциальные марсианские "соленые ручьи", на склонах кратера Гархи. © NASA/ JPL/University of Arizona Темные полосы, потенциальные марсианские "соленые ручьи", на склонах кратера Гархи. © NASA/ JPL/University of Arizona

В 2011 году Альфред Макьюэн (Alfred McEwen) из университета Аризоны в Тусоне (США) и его коллеги изучали снимки, сделанные камерой HiRISE на борту зонда MRO. На некоторых снимках крутых склонов и краев кратеров видны темные полосы шириной 0,5-5 метров, которые появляются и разрастаются в летний период и исчезают марсианской зимой.

Как предполагали тогда планетологи, эти полосы могут быть потоками очень соленой воды. Такая вода остается жидкой при летних температурах на этих склонах, достигающих 250-300 кельвинов, или примерно от минус 23 до плюс 26 градусов Цельсия. Ученые тогда подчеркивали, что сами по себе эти наблюдения не подтверждают данной гипотезы; кроме того, источники таких "минеральных ручьев", если они действительно существуют, также были не ясны.

В своей новой работе, которую НАСА окрестило "разрешением загадки Марса", группа Макьюэна представила первые доказательства в пользу того, что такие соленые ручьи все же существуют. Они получили их, проанализировав данные, собранные инструментом CRISM во время наблюдений за кратерами Паликир и Хейл. В первом были найдены самые толстые и длинные темные полосы, а второй был назван в честь создателя Калтеха, одного из ведущих технологических ВУЗов Соединенных Штатов.

Изучая границы этих полос, ученые обнаружили, что внутри них и непосредственно неподалеку от них присутствует большое количество так называемых гидратированных солей – кристаллов обычных минеральных солей, содержащих в себе некоторое количество молекул воды. Концентрация подобных веществ была максимально высокой в центре полос, и постепенно снижалась по мере движения в сторону их кромок.

Самое главное, присутствие и доля гидратированных солей напрямую зависела от времени года и от того, как выглядели эти полосы. К примеру, в начале марсианского лета, когда температуры были низкими, гидратов и самих темных линий почти не было, а к концу теплого сезона, когда полосы начинали расти, они начинали появляться на поверхности грунта.

Пока ученые не знают, откуда берется вода, формирующая эти темные полосы и гидратированные соли. На роль ее источника мог бы в принципе выступать лед, спрятанный под поверхностью Марса, однако сами планетологи сомневаются, что сколь-либо значимые запасы замороженной воды могут скрываться так близко к экватору красной планеты. Еще одна гипотеза – некий общий источник воды на большой глубине, природа которого пока малообъяснима.

Есть и более "приземленная" версия – источником воды могут быть сами соли, поглощающие ее молекулы из разреженного воздуха Марса. И в этом случае у ученых появляются очень большие сомнения, так как мы пока точно не знаем, сколько водяного пара могут содержать в себе приповерхностные слои атмосферы красной планеты, и почему зоны поглощения воды и растворения солей сосредоточены только в тех местах, где наблюдаются темные линии.

В любом случае, открытие гидратированных солей в загадочных темных полосах на Марсе позволяет более уверенно говорить о том, что они, скорее всего, являются следами ручьев из очень соленой воды, остающейся жидкой благодаря этим солям. Вкупе с открытием "пленок" из жидкой воды в марсианском грунте марсоходом Curiosity, и наблюдениями за загадочными структурами в других кратерах, идея существования жидкой воды на Марсе, хотя и только в сезонном "формате", больше не кажется нам столь фантастической, заключают ученые.