Начало > Эко новости > Мухи способны испытывать страх и другие эмоции

Мухи способны испытывать страх и другие эмоции

17/05/2015 21:19 / 👁 1061 / Источник Вокруг Света / Поделиться:
Коллектив ученых из США поставил ряд экспериментов с мухами-дрозофилами, чтобы выяснить, на какие эмоции они способны. Оказалось, что в случае опасности мухи ведут себя как люди: замирают или спасаются бегством. Фото: Вокруг Света Фото: Вокруг Света

Рефлекторные защитные реакции, которые наблюдали исследователи, позволили им сделать вывод о том, что эмоциональная жизнь мух гораздо сложнее, чем принято думать: они способны на страх и беспокойство — базовые эмоции, которые свойственны всем млекопитающим.

В ходе исследования ученые под руководством биолога Уильяма Гибсона пугали мух тенью — очертаниями, напоминающими мухобойку или руку человека. Реакции насекомых отличались: если «ужасный» объект появлялся, когда мухи летели, они увеличивали скорость полета. Если же при появлении раздражителя муха находилась на поверхности, то она замирала — такое же поведение характерно для испуганных грызунов, отмечают ученые. Насекомые, которых тень заставала за едой, поспешно бросали пищу и улетали.

«Поразительно, но происходила значительная задержка, прежде чем мухи возвращались к еде после того, как были разогнаны симулятором. Это наводит на мысль о том, что насекомым необходимо время, чтобы вернуться из внутреннего оборонительного состояния к нормальному. При этом задержка была тем длиннее, чем больше раздражителей использовалось для разгона мух», — говорится в исследовании, опубликованном в журнале Current Biology. Насекомым требовалось время, чтобы успокоиться и вернуться к еде. Этот факт, по мнению ученых, указывает на внутренние переживания мухи: ее реакция на тень больше чем сиюминутный побег: за ним стоит определенное физиологическое состояние, которое исследователи сравнивают с тем, что переживают испуганные люди.

Например, если человек слышит выстрел пистолета, у него возникает длительное чувство страха в течение определенного периода времени. При этом, чем больше выстрелов раздастся, тем больший испуг это вызовет. Еще одна особенность человеческого страха: ассоциации и обобщения. Если вы испуганы выстрелом, то в этой ситуации испугаетесь и других звуков: лязга кастрюль или громкого стука в дверь. Так происходит и у мух, объясняют ученые: их страх стойкий, зависит от масштабов раздражения и от ситуации.

Исследователи пошли в своих выводах дальше полученных данных. Если мухи чувствуют страх, как и люди, возможно, они способны и на другие эмоции. Например, на удивление, счастье, печаль, гнев. Ученые надеются узнать это, исследовав нервную систему мух, а впоследствии и других насекомых.

«Дрозофилы являются прекрасной моделью для изучения эмоциональных состояний из-за относительной простоты их нервной системы, которая сочетается с их многогранным поведением», — пояснил Уильям Гибсон из Калифорнийского технологического института. В конечном итоге исследование внутренних состояний мух может помочь людям, страдающим нервными расстройствами, депрессией и другими недугами, отмечает издание Discovery News.

Добавим, что мухи в последнее время пользуются популярностью у американских исследователей. На днях другая команда ученых из медицинского института в штате Вирджиния заявила о наличии в головном мозге дрозофил «встроенного компаса»: группы специальных нейронов, которые отвечают за ориентацию насекомого в пространстве. Эти нейроны позволяют мухам мигрировать, искать пищу и исследовать новые территории, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.