Начало > Эко новости > Биологи выяснили, зачем зебрам полосы

Биологи выяснили, зачем зебрам полосы

19/01/2015 22:34 / 👁 1397 / Источник Росбалт / Поделиться:
Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе раскрыли тайну черно-белых полосок зебры и ответили на вопрос: зачем эти животные в ходе эволюции приобрели столь яркую и необычную окраску? В ходе исследования они изучили окрас животных, проживающих в 16 разных областях Африки. Фото: Росбалт (http://www.rosbalt.ru) Фото: Росбалт (http://www.rosbalt.ru)

Оказалось, что расцветка зебр меняется в разных регионах: чем южнее живут эти лошади, тем ярче и жирнее их черно-белые полоски. В северных районах, напротив, встречаются зебры с бледными и тонкими полосками.

Ученые хотели понять, какие факторы оказывают влияние на окрас животных, и проверили несколько существующих гипотез, передает портал "Моя планета".

Для начала они отмели версию о том, что черно-белая расцветка зебр вызывает оптическую иллюзию у львов, что сильно мешает хищникам схватить добычу. С помощью опытов на людях, используя компьютерную симуляцию, ученые убедились, что действительно подобный окрас может влиять на восприятие скорости, размеров и траектории движущегося предмета.

Однако в таком случае в местах обитания львов должны были встречаться зебры с более выраженными черно-белыми полосками, а сами зебры реже бы оказывались жертвами этих хищников. Но факты доказывают обратное: львы охотятся на зебр, не обращая внимания на их полоски, и одинаково поедают как яркоокрашенных, так и бледноокрашенных особей.

Также ученые развенчали гипотезу, которую выдвинули недавно шведские и венгерские биологи, о том, что черно-белая расцветка помогает зебрам отпугивать мух, предотвращая их укусы. Они признали, что для некоторых кровососущих насекомых черно-белая расцветка действительно является непритягательной (для glossinid и tabanid), но указали, что других мух она не смущает, в том числе и главного врага — муху цеце. Никакой связи между ареалом мухи цеце и разнице окраса зебр в 16 изученных зонах обнаружить не удалось.

Единственной версией, которая нашла подтверждение, стала гипотеза о том, что на полосатость зебр влияет климат — в особенности температура. Дело в том, что черные и белые полоски нагреваются по-разному, создавая за счет разницы температур движение воздуха, который может служить естественным "кондиционером": охлаждать тело животного.

Измерения с помощью инфракрасного бесконтактного термометра-пистолета показало, что у зебры гораздо более низкая температура поверхности тела, чем у травоядных, схожих по размеру, которые паслись рядом (29,2 °C против 32,5 °С).

Это объясняет и разницу в окрасе животных в разных регионах: более насыщенные и контрастные черно-белые полосы у животных в жарких регионах служат более мощным "кондиционером", в то время как зебрам в холодных северных районах такой естественный механизм охлаждения ни к чему: поэтому они бледнее своих южных соседей.