Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Что происходит в голове у животных?

Что происходит в голове у животных?

24/02/2014 17:24 / 👁 1335 / Источник Компьюлента / Поделиться:
О чём думают и что чувствуют животные? Этот вопрос давно занимает американского публициста и популяризатора науки Вирджинию Морелл. Результатом размышлений, начавшихся статьёй в журнале National Geographic «Разум животных» (2008 г. Фото Robert Clark, National Geographic. Фото Robert Clark, National Geographic.

), стала книга «Мудрость животных» (Animal Wise), которая только что была названа финалистом книжной премии газеты «Лос-Анджелес таймс» в номинации «Наука и техника».

Муравьи учат, земляные черви принимают решения, крысам нравится, когда их щекочут, — так пишет г-жа Морелл.

Идея взяться за психику животных пришла не вдруг. Первой книгой г-жи Морелл была биография знаменитого семейства Лики, сыгравшего огромную роль в развитии современной палеоантропологии. Она отправилась в национальный парк Гомбе-Стрим, чтобы взять интервью у известного приматолога и антрополога Джейн Гудолл и провела там некоторое время, наблюдая за подопечными учёного — шимпанзе. Г-жа Морелл уехала из Танзании с твёрдым убеждением в том, что в головах обезьян явно что-то происходит. Как только рассказ о Лики, получивший название «Наследственные увлечения» (Ancestral Passions), был завершён, г-жа Морелл задумала труд об эволюционной биологии в целом.

Действительно, в конце 1980-х и особенно в 1990-х эволюционную биологию стала всё больше интересовать история развития разума. Ещё Дарвин говорил, что эволюционирует не только тело, но и эмоциональная составляющая.

В средние века существовало представление о двух видах души. Животно-растительная отвечала за те процессы, которые мы сегодня назвали бы биологическими, а человеческая (или божественная) — за психические. В первой половине XVII века французский философ Рене Декарт резко высказался против существования первой, а вторую назвал одной из двух несовместимых субстанций — мыслящей (в отличие от протяжённой). Если прочитывать концепцию Декарта метафизически, она приобретает очень глубокий смысл, но с естественнонаучной точки зрения не выдерживает критики (на что указывали уже современники Декарта, в числе которых был великий материалист Пьер Гассенди). Очевидно, что душа и тело воздействуют друг на друга (хотя мы не понимаем этого механизма), и во второй половине XVIII века Иммануил Кант введёт постулаты о том, что душа имеет степени интенсивности и что существуют «тёмные представления», которые через сто с лишним лет Зигмунд Фрейд популяризует как бессознательные процессы.

Декарт называл животных автоматами, жизнедеятельность которых является всего лишь результатом действия механических законов — тех же самых, которым подчиняются небесные тела, хотя внешне поведение животных может напоминать человеческое. Соответственно, многое из того, что происходит с человеком (в частности, всё, что творится с нашим телом) имеет механическую (физическую) причину. Философу, по-видимому, было важно подчеркнуть два факта: человек, в отличие от животных, обладает сознанием, то есть может находиться в психических состояниях, которые качественно не похожи на состояния животных; совершенно непонятно, каким образом взаимодействуют сознание и материя.

Последователи Декарта, назвавшие себя картезианцами, интерпретировали слова своего учителя как указание на полное отсутствие у животных того, что мы сейчас назвали бы чувствами и психикой. Они были убеждены в том, что животные, например, не чувствуют боли, и это всегда вызывало гнев любителей «братьев наших меньших» и насмешки физиологов.

Современная западная цивилизация не жалует философию. Это понятно, ведь научный метод и положительное знание дали человечеству в практическом плане гораздо больше, чем умозрительное рассмотрение. Тем не менее читать философские тексты как естественнонаучные просто неграмотно, как неграмотно и пользоваться философской терминологией в естественнонаучных работах. Г-жа Морелл говорит о том, что всякое живое существо обладает разумом, но в действительно эти слова — лишь признание того общеизвестного факта, что даже у паучка есть мозг. Когда г-жа Морелл утверждает, что паучок принимает решения — это означает только то, что в мозге самой мелкой твари есть нейроны, которые активируются определённым образом.

Восторженное изложение этих прописных истин сделало книгу бестселлером. Г-жа Морелл получает письма от домохозяек, которые теперь содрогаются от священного ужаса, когда перед ними встаёт необходимость прихлопнуть муравья, забредшего на кухню.

За этой неграмотной риторикой кроется рассказ о том, каких успехов достигла наука в попытке понять, что происходит в голове у животных. Например, становится всё более очевидным, что животные умеют планировать свои действия и в то же время у них нет представления о будущем (как и о прошлом) — они всегда только в настоящем. Уделено внимание и учёным: почему, например, кто-то решил, что крысы умеют смеяться? Что происходит у него в голове?

В вопросе о существовании сознания у животных г-жа Морелл становится более осторожной: прежде следует найти нейроны, отвечающие за сознание у людей. До этого ещё далеко, поэтому сейчас исследуются более лёгкие темы: на переднем крае науки — изучение того, умеют ли животные считать и насколько сложны их знаковые системы (можно ли их считать предтечей языка).

Интересно отметить, что г-жа Морелл не стала вегетарианцем, ведь человек по своей природе всеяден. А если вы хотите защитить животных, то подумайте лучше о том, как цивилизация уничтожает традиционную среду обитания диких видов.

Последние новости

Популярные новости