Начало > Эко новости > Феромоны королев-пчел появились во времена динозавров, заявили биологи

Феромоны королев-пчел появились во времена динозавров, заявили биологи

17/01/2014 15:23 / 👁 1225 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Феромоны, которые королевы-пчелы и многие другие социальные насекомые используют для подавления инстинкта размножения среди рабочих особей, появились примерно 150 миллионов лет назад и практически не менялись с тех пор, что делает их ровесниками динозавров, говорится в статье, опубликованной в журнале Science. Пчелы и королева-матка. Фото: http://www.rosphoto.com Пчелы и королева-матка. Фото: http://www.rosphoto.com

На сегодняшний день нам известны сотни видов насекомых, обладающих сложной системой социальных взаимоотношений. Все эти социальные насекомые поддерживают отношения друг с другом при помощи большого набора из сигнальных молекул — феромонов, которые помогают им определять социальный статус особи в группе или ее текущие задачи.

Том Венселерс из Левенского университета (Бельгия) и его коллеги пытались понять, почему рабочие пчелы подчиняются химическим "командам" королевы, в том числе и сигналу, который заставляет их отказываться от возможности продолжить свой род. Для этого биологи проанализировали состав и структуру феромонов, которые королевы 96 видов пчел, шмелей и муравьев используют для подавления "программы размножения".

Биологов интересовало то, существуют ли серьезные различия между феромонами, которые могли бы сигнализировать о скрытой химической "гонке вооружений" между королевами и их дочерями. Кроме того, ученые проверяли, способны ли их дочери к воспроизведению потомства, используя тот набор сигнальных молекул, которые встречаются внутри организма королевы.

Оказалось, что состав феромонов был практически одинаковым для всех видов пчел, шмелей и муравьев. По расчетам биологов, это означает, что эти феромоны появились среди пчел и других перепончатокрылых еще в конце Юрского периода, во времена эпохи динозавров.

Вкупе с тем, что добавление "королевских" гормонов заставляло ее дочерей откладывать яйца, это позволяет говорить о том, что подобной "гонки" между ними не существует. В этом отношении Венселерс и его коллеги соглашаются с другими биологами, которые считают феромоны королев своеобразным "многостраничным" паспортом.