Начало > Эко новости > Мальки находят дорогу домой по запаху

Мальки находят дорогу домой по запаху

30/08/2013 16:24 / 👁 1527 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Исследователи из Майамского университета (США) установили, как мальки рыб, живущих в районе коралловых рифов, ухитряются отыскивать дорогу домой, даже отплывая на несколько километров от родного рифа. Рыбья молодь, как выяснилось, попросту вынюхивает свой путь.То, что мальки обладают хорошо развитым обонянием и могут отличить запах одного рифа от другого, исследователи выяснили раньше. Рыбья молодь, живущая на коралловых рифах, обладает отменным обонянием, что позволяет ей всегда находить дорогу домой. (Фото Rons Aquarium Photos.) Рыбья молодь, живущая на коралловых рифах, обладает отменным обонянием, что позволяет ей всегда находить дорогу домой. (Фото Rons Aquarium Photos.)

То, что мальки обладают хорошо развитым обонянием и могут отличить запах одного рифа от другого, исследователи выяснили раньше. Однако те эксперименты ставились в искусственных условиях, и не было ясно, пользуются ли мальки этим умением в реальной жизни. На сей раз учёные ставили опыты уже в океане, в самой что ни на есть естественной среде.

Эксперименты проводились с двумя видами рыб, мальков которых ловили на их домашнем рифе и увозили подальше от него. Перед тем как снова выпустить рыбок в воду, исследователи выливали неподалёку порцию воды, собранную на том же рифе.

Как пишут авторы работы в веб-журнале PLoS ONE, мальки кардиналковых рыб (Apogonidae) в целом двигались в направлении воды с домашнего рифа, однако их путь был весьма извилист, как будто они руководствовались какими-то локальными, случайным запаховыми приметами. А вот мальки помацентровых (Pomacentridae) плыли к знакомой воде абсолютно прямо, словно по компасу.

Морские течения, по-видимому, нисколько не мешали малькам чуять знакомый запах. Более того, как полагают исследователи, рыбы реагируют на запах, если его приносит неспокойная вода. Определив путь по запаху, впоследствии они могут переключиться на магнитные или акустические сигналы, чтобы скорректировать курс.

Рыбы вообще способны ориентироваться по запаху, что показали опыты с акулами и лососёвыми, однако способна ли на это рыбья молодь, никто не знал. В связи с этим исследователи призывают ещё внимательнее относиться к вопросам химического загрязнения морей и океанов, так как с помощью посторонних веществ, пусть даже и безвредных с точки зрения физиологии, мы всё равно вмешиваемся в экологию морских экосистем.

Подготовлено по материалам Rosenstiel School of Marine & Atmospheric Science.