Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Зимний хаос в лесах Подмосковья

Зимний хаос в лесах Подмосковья

20/12/2012 13:52 / 👁 1130 / Источник Greenpeace / Поделиться:
По мнению специалистов Гринпис, через несколько лет в Москве будет очень трудно купить живую новогоднюю елку... О ситуации в лесном хозяйстве, разрушительном Лесном кодексе 2006 года и об основных проблемах подмосковных лесов сегодня шла речь на пресс-конференции, состоявшейся в агентстве "Интерфакс". Зимний хаос в лесах Подмосковья. Фото: Greenpeace Зимний хаос в лесах Подмосковья. Фото: Greenpeace


Большинство жителей нашей страны, особенно больших городов, зимой редко вспоминают о лесах и лесных проблемах. Это вполне естественно: снег делает лес малодоступным и скрывает многие неприглядные картины - стихийные мусорные свалки, следы нелегальной вырубки. Зима выявляет и наглядно показывает многие проблемы лесов и лесного хозяйства, которые летом не видны или меркнут на фоне катастрофических пожаров, повсеместной застройки или гибели огромных площадей леса от болезней и вредителей.

Под Новый год люди вспоминают про лес потому, что становятся нужны новогодние елки, ситуация с которыми в Подмосковье наглядно отражает многие беды нашего лесного хозяйства, вызванные самым бестолковым за всю историю главным лесным законом страны - Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года.

Самая обычная новогодняя елка среднего размера в условиях Подмосковья выращивается за 6-8 лет: два года в обычном лесном питомнике растет стандартный сеянец (такие же сеянцы используют для посадки леса на вырубках и гарях), и еще 4-6 лет елка растет на специальной плантации. Мест для таких плантаций в Подмосковье вполне достаточно - это земли под проводами ЛЭП, например, где нормальный лес расти не может.

Но чтобы вырастить новогоднюю ель, нужны 6-8 лет спокойного развития лесного хозяйства, чтобы не менялись каждый год лесные законы и правила, а также организации и люди, отвечающие за лес. Если такого спокойствия нет - выращивать новогодние елки оказывается просто невыгодно, и, по большому счету, некому. В итоге поставщикам елок приходится добывать свой товар в самых разных, порой весьма странных, местах.

Новогодние елки продаются тем, кто готов их заготавливать для продажи, прямо в лесу или на плантации - победитель соответствующего аукциона получает право самостоятельно их вырубить и вывезти. В ноябре и декабре 2012 года Комитет лесного хозяйства Московской области выставил на торги право на заготовку 78914 новогодних елок разного размера. Вот так эти елки распределились по своему происхождению:



Только 46 % новогодних елок, выставленных на продажу для заготовки в подмосковных лесах, выращены специально для новогодних праздников. Общее количество таких специально выращенных елок - 36120 штук. Это на порядок меньше, чем выращивалось для нужд Москвы и Подмосковья четверть века назад (притом, что численность населения столичного региона тогда была намного меньше). Эти елки - "остатки былой роскоши", которые высаживались в последние годы нормального существования лесхозов (до введения нового Лесного кодекса и в первый год после его введения, пока разруха еще не достигла своего максимума).
Еще столько же елок - 45,8 % - берут из лесных питомников. Это переросшие саженцы, которые предназначались для лесовосстановления на вырубках и других безлесных участках, но не были использованы из-за упадка в лесном хозяйстве.

Оставшиеся 8,4 % выставленных на продажу новогодних елок взяты в самых разных местах - по обочинам дорог, квартальным просекам, на светлых участках вдоль границ леса, трассах газопроводов и т.д.

Получается, что более половины новогодних елок, выставленных на продажу в Подмосковье, должно быть заготовлено в разных случайных местах, где новогодние деревья специально не выращивали. Но даже с учетом этого столичный регион не может сам себя обеспечивать. В общей сложности столичному региону (Москве и Московской области) нужно до полумиллиона "живых" новогодних елей. Сейчас основная их часть завозится из соседних регионов, Белоруссии, и даже из стран дальнего зарубежья (например, из Дании, где в качестве новогодних деревьев массово выращивают кавказскую пихту).

Отдельная беда лесов Подмосковья - незаконное использование земель лесного фонда под строительства жилья. Причем жилье строится элитное - коттеджи, а отнюдь не жилье для среднего обычного гражданина. Предоставленные в рекреационную аренду участки лесного фонда застраиваются в нарушение закона капитальными строениями, обносятся заборами. И это только один способ превратить федеральный лес в чье-то частное владение. Главам субъектов дано право превращать федеральную собственность на малопонятных основаниях в собственность муниципальную, прирезая участки лесного фонда к поселениям. При этом лес не становится городским лесом, как должно было бы быть, а уничтожается.
Так граждане лишаются своего достояния - лесов, которые согласно статье 11 Лесного кодекса могут ими свободно посещаться и использоваться. О каком свободном использовании гражданами леса может идти речь, если федеральные леса перечеркнуты частными заборами, разделены на участки, используемые под личные жилища?

Проблемы с лесными массивами в городах напрямую связаны с тем, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) просто не исполняет часть полномочий, возложенных на него действующим законодательством. Например, согласно Лесному кодексу РФ, полномочия по установлению границ лесничеств или лесопарков в городских лесах в полной мере возложены на Рослесхоз. Однако почти нигде эти границы не установлены, что и открывает возможности для массового уничтожения городских лесов.

В наибольшей степени от изъятия лесов из общего пользования граждан страдают бывший Лесопарковый защитный пояс Москвы и лесные массивы в городах - уже около 1/3 лесов находятся на разных стадиях изъятия из общего пользования граждан. При сохранении существующих тенденций это может стать причиной возникновения масштабных конфликтов между жителями, застройщиками и властями, аналогичных конфликтам в Жуковском и Химках, только охватывающих практически все ближнее Подмосковье.

Проблемы в лесном хозяйстве России нарастают с ужасающей быстротой, но чиновники научились неплохо прятать их от общества: данные о масштабах незаконных рубок в России, например, занижаются в официальной отчетности в несколько десятков раз, данные о площадях лесных пожаров - в разы, информация о потерях лесных земель в густонаселенных районах официально не собирается и не публикуется вовсе. Такая система позволяет дилетантам годами занимать самые ответственные посты в органах управления лесами, и годами же не исправлять даже самые фатальные ошибки.

Последние новости

Популярные новости