Начало > Эко новости > Леса Амазонии сами решают, когда им нужен дождь

Леса Амазонии сами решают, когда им нужен дождь

04/09/2012 17:28 / 👁 1457 / Поделиться:
Во всяком случае, к такому выводу пришли учёные из Химического института им. Макса Планка (г. Майнц, Германия), занимавшиеся атмосферными исследованиями в амазонской сельве, недавно названной седьмым природным чудом света.Непосредственно из чистого воздуха дождь выпадает только в одном случае - если его температура значительно опускается, и воздуху приходится избавляться от излишков водяного пара. Туман, состоящий из микроскопических частичек соли. Фото с сайта sciencemag.org Туман, состоящий из микроскопических частичек соли. Фото с сайта sciencemag.org

Непосредственно из чистого воздуха дождь выпадает только в одном случае - если его температура значительно опускается, и воздуху приходится избавляться от излишков водяного пара. Во всех других случаях дождь начинается тогда, когда молекулы водяного пара конденсируются на распылённых в воздухе микроскопических частицах пыли, сажи, выпаренной из океана морской соли, кристалликах льда, живущих в воздухе бактериях, микрокаплях выброшенного во время вулканического извержения диоксида серы, и так далее.

О том, что туман, обычный для бассейна реки Амазонки и получивший название "вторично органического аэрозоля", состоит в основном из частиц органического происхождения, которые выбрасываются в атмосферу растущими в бассейне деревьями, учёным было известно давно. Однако пусковой фактор, определяющий рост содержания частиц в воздухе, до настоящего времени известен не был.

Проанализировав образцы аэрозоля, взятые во время сезона дождей из воздуха над лесом, растущим в 150 километрах северо-западнее г. Манаус (Бразилия), учёные выяснили, что в большинстве случаев туман частицы тумана образовывались вокруг микроскопических частиц калийной соли. При диаметре аэрозольных частиц порядка 0,15 микрометров, ядро, состоящее из кристалла соли, составляло более 20% от общего веса частицы; в аэрозолях с большим диаметром частиц массовая доля кристалла соли была значительно меньше. Полученные результаты позволяют предположить, что кристаллы соли выступают в роли субстрата, из которого формируется знаменитый амазонский туман.

Ранее считалось, что соль попадает в атмосферу вместе с дымом во время лесных пожаров - случайных или вызванных искусственно, однако частиц сажи, характерных для пожара, при анализе частиц тумана не отмечалось, а данные спутниковой съёмки исключили возможность существования каких-либо пожаров с наветренной стороны от места сбора образцов.

Попасть в атмосферу из Атлантического океана соль также не могла: океан располагался в 1 000 километров от места сбора образцов, да ещё и с наветренной стороны. Кроме того, химический состав соли из взятых образцов отличался от химического состава морской соли.

Таким образом, остаётся только предположить, что кристаллы соли попадают в атмосферу из самого леса. Ранее было доказано, что растения и грибы выбрасывают в воздух частицы соли. Грибы, в частности, при выбросе спор выбрасывают также микроскопические капли жидкости, содержащие калий, карбогидраты и ионы хлора, а взятые исследователями образцы тумана содержали помимо всего прочего значительное количество спор грибов.

Тропические леса оказывают сильное влияние на химический состав атмосферы: биологическая активность и видовое разнообразие организмов, выделяющих в атмосферу различные химические вещества, играли важную роль в формировании климата в прошлом и, судя по всему, будут играть столь же важную роль в будущем (и речь здесь идёт не только о том, что туман отражает часть солнечного света и способствует охлаждению поверхности Земли). Кроме того, портал news.sciencemag.org считает, что данное исследование поможет также в построении модели формирования вторичных органических аэрозолей в других регионах планеты.