Начало > Эко новости > Помимо человеческой деятельности, на биологическое разнообразие видов северной части Мадагаскара влияют и природные факторы

25/07/2012 19:00 / 👁 1608 / Поделиться:
Исследование изменения популяции обитающих на Мадагаскаре обезьян, проведённое совместно учёными из Франции и Португалии, заставляет пересмотреть утверждение о том, что деградация тропических экосистем, по большей части, происходит в результате воздействия человека. Мадагаскар - своего рода Мекка для биологов, место, где обитает огромное количество эндемичных видов. Propithecus tattersalli. Фото: http://www.humanearthphotography.com Propithecus tattersalli. Фото: http://www.humanearthphotography.com

Мадагаскар - своего рода Мекка для биологов, место, где обитает огромное количество эндемичных видов. Биологическое разнообразие Мадагаскара довольно сильно страдает от обезлесивания - от уничтожения среды обитания животных. До настоящего времени считалось, что сведение лесов связано преимущественно с ростом населения острова, его экономической активностью и вырубкой лесных массивов. Однако проведённое исследование изменений популяции эндемичного вида обезьян показало, что на самом деле это не совсем так.

Популяция золотистых сифак с короной (Propithecus tattersalli), обитающих в районе города Дарена в северной части Мадагаскара, значительно сократилась ещё до появления людей на острове. Согласно результатам аэрофотосъёмки и данным, полученным со спутника, за последние 60 лет площадь лесов в этом районе практически не менялась. А по данным палеонтологов, безлесные пространства здесь возникли во время голоценовых засух, от 10 000 до 4 000 лет назад. Вполне вероятно, что именно тогда в северной части Мадагаскара образовались открытые пространства, из-за которых и сократилась численность обитающих на деревьях сифак. Также учёные ознакомились с результатами генетических исследований, позволяющих установить, насколько сильно изменялась численность особей в популяции за определённый промежуток времени.

Проведя комплексный анализ результатов биологических, палеонтологических и генетических исследований, учёные смогли ответить на самый спорный вопрос экологической биологии: провести границу между влиянием на экосистему человека и естественных природных факторов.

По словам руководителя проекта Лунеси Чики, опубликованным на сайте www.sciencedaily.com, люди, без сомнения, сыгравшие важнейшую роль в вымирании нескольких видов мадагаскарских животных, в ряде случаев могут быть в этом не виноваты: помимо людей, к вымиранию видов могут привести и природные факторы, что и подтверждается проведённым исследованием. Данное исследование может помочь климатологам, экологам, биологам-эволюционистам и специалистам по охране окружающей среды.

Впрочем, самим сифакам от этого ни жарко ни холодно: Международный союз охраны природы недавно предложил внести их в красную книгу как вид, находящийся под угрозой вымирания. Кроме того, после государственного переворота 2009 года в районе их обитания участились случаи браконьерства и незаконного горного производства, а прямо через их лес планируется провести современную автостраду.