Начало > Эко новости > Растения охотятся за насекомыми с помощью грибов

Растения охотятся за насекомыми с помощью грибов

22/06/2012 17:39 / 👁 1266 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Чтобы получить необходимый для жизни азот, растения пользуются энтомопатогенными грибами, которые убивают насекомых и перекачивают азот из мёртвой органики в организм растения. Знаменитые плотоядные растения вроде непентеса, венериной мухоловки или росянки восполняют недостаток питательных веществ, ловя и переваривая насекомых. Саранча, погибшая от грибка Metarhizium (фото IITA Image Library). Саранча, погибшая от грибка Metarhizium (фото IITA Image Library).

Знаменитые плотоядные растения вроде непентеса, венериной мухоловки или росянки восполняют недостаток питательных веществ, ловя и переваривая насекомых. Кажется, что это какие-то уникумы растительного царства, но, по мнению учёных из Университета Брока (Канада), плотоядными являются если и не все, то очень многие растения. Только остальные убивают животную пищу не сами, а натравливая на добычу грибы-симбионты.

Растения не могут жить без азота, но добывать его из атмосферы они тоже не в состоянии. Поэтому им приходится полагаться на грибы и бактерии, которые могут или перевести газообразный азот в удобную для усваивания форму, или проделать то же самое с азотистыми соединениями в мёртвой органике. Одними из самых распространённых почвенных грибов, что оказывают растениям такую услугу, являются грибы рода Metarhizium. Они встречаются по всей Земле, могут сожительствовать с самыми разными растениями, но при этом некоторые из них способны инфицировать и убивать насекомых. Иногда эти грибы даже используют в качестве биологического оружия - в борьбе, например, с саранчой.

Исследователи решили выяснить, нет ли связи между энтомопатогенными свойствами Metarhizium и их ролью поставщика азота высшим растениям. Они ввели личинкам большой восковой моли соединения с меченым азотом и заразили их грибом. Затем поместили насекомых в почву рядом с растениями фасоли и овса, установив между растениями и насекомыми особый экран. Ни насекомые, ни корни растений не могли проникнуть через этот экран, зато через него проходил гриб.

Спустя какое-то время после смерти насекомых в тканях растения были обнаружены меченые атомы. Как пишут учёные в журнале Science, азот из насекомых составил 28% от всего азота в случае фасоли и 32% - у проса. Но самое важное, что без инфекционного грибка меченый азот от насекомых к растениям не переходил. Можно предположить, что растения специально стараются отобрать себе в симбионты такие грибы, которые будут не просто пассивно разлагать всё, что лежит рядом, а, скажем так, активно способствовать появлению в почве мёртвой органики.

В ближайшем будущем авторы работы собираются выяснить, насколько такой способ добычи азота распространён в дикой природе и как сильно растения в своём питании зависят от энтомопатогенных грибов.