Начало > Эко новости > Как обмануть москита

Как обмануть москита

03/06/2011 14:54 / 👁 1504 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Москит находит человека по следу из углекислого газа. Для борьбы с этими насекомыми учёные предложили три класса веществ, которые будут связываться с "углекислыми" рецепторами москита и в буквальном смысле оглушать его обонятельную систему. Москиты находят человека по запаху - по запаху выдыхаемого углекислого газа. Aedes aegypti, переносчик лихорадки Денге (фото melo99e [Picturesque Pilipinas!]). Aedes aegypti, переносчик лихорадки Денге (фото melo99e [Picturesque Pilipinas!]).

Москиты находят человека по запаху - по запаху выдыхаемого углекислого газа. Самки этих насекомых чувствительны к малейшим изменениям концентрации CO2, они могут почувствовать наше присутствие с довольно большого расстояния. Взяв след, москит направляется туда, откуда повеяло углекислотой, и настигает нас-жертву. Молекулы газа москиты улавливают рецепторами, помещёнными в основание специальных щупиков над верхней челюстью.

Исследования поведения этих насекомых, а также их физиологии, устройства обонятельных рецепторов и нервных путей, которые отвечают за охотничье поведение, длятся долгие годы. Людям очень хочется найти способ обмана неприятных кровососов - не только из-за того, что они пьют нас, но ещё и из-за целой пригоршни инфекционных болезней, ими разносимых. А среди этих болезней, помимо уже навязшей в зубах малярии, есть и жёлтая лихорадка, и лихорадка Денге, и филяриоз, и лихорадка Западного Нила. В подавляющем большинстве существующих москитных ловушек используется тот же углекислый газ, но эти приспособления громоздки и дороги, к тому же, чтобы перебить выдыхаемый человеком CO2, для них необходимы пополняемые запасы газа в виде либо газовых баллонов, либо сухого льда, либо других источников.

Американские учёные из Университета Калифорнии в Риверсайде опубликовали в журнале Nature материал, предлагающий принципиально иной способ избавления от этих опасных насекомых. Речь идёт о подавлении обоняния москитов с помощью химических соединений, которые могли бы связываться с москитными рецепторами CO2. Исследователи предложили три класса таких веществ: ингибиторы - которые связываются с рецептором и "выключают" его (гексанол и бутиральдегид); имитаторы - которые связываются с рецептором и вызывают те же нервные импульсы, что и углекислый газ, отвлекая насекомое от цели (2-бутанон); "сверхстимуляторы" - вызывающие такую долгую и сильную активацию углекислых рецепторов насекомого, что оно уже не будет способно чуять CO2-след от человека (диацетил).

В случае "ослепляющих" веществ удалось установить, что кратковременная обработка рецепторов насекомых такими молекулами вызывает длительную, до 5,5 минуты, активацию CO2-"чувствующих" нейронов; на несколько минут насекомые теряли способность чувствовать углекислый газ. Тесты на эффективность описанных соединений проводились не только в лабораторных условиях, но и в естественной среде обитания москитов. В последнем случае рядом с обычной CO2-ловушкой помещали источник молекул, гиперстимулирующих обоняние. В результате число насекомых, попавших в ловушку с углекислым газом, было во много раз меньше, чем в случае контрольной ловушки, рядом с которой не пахло веществами-обманками.

Учёные подчёркивают, что эти химические вещества требуются в очень небольших концентрациях - и ловушки, которые могут быть созданы на их основе, будут весьма дешёвыми, что делает их вполне доступными для развивающихся стран.