Начало > Эко новости > Экологи нащупали ключ к предсказанию дестабилизации экосистем

Экологи нащупали ключ к предсказанию дестабилизации экосистем

27/05/2011 15:22 / 👁 1295 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Удивительная сила и дислокация Фукусимского землетрясения снова заставили задуматься о том, как плохо у сейсмологов обстоят дела с предсказанием подобных катастроф. К сожалению, экологам тоже нечем похвастаться: никто не может предугадать, когда та или иная экосистема рухнет или изменится. Поэтому новое исследование, проведённое интернациональным коллективом, может стать подлинной сенсацией. Озёра, на которых проводилось исследование: Пол (поменьше) и Питер (фото Steve Carpenter / University of Wisconsin / James Coloso / University of Virginia). Озёра, на которых проводилось исследование: Пол (поменьше) и Питер (фото Steve Carpenter / University of Wisconsin / James Coloso / University of Virginia).

В начале 1990-х промысел атлантической трески пережил чудовищный кризис: самая распространённая рыба Северной Атлантики просто исчезла. Подобные эксцессы становятся всё более распространёнными по мере чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и климатических изменений. Наиболее частой причиной дестабилизации экосистемы считается нарушение связи между хищником и добычей, то есть пищевой цепочки.

В ходе первого в своём роде исследования учёные из США и Нидерландов выявили ранние признаки нарушения пищевой цепи в двух небольших озёрах штата Висконсин. Искусственно увеличивая популяцию большеротого окуня в водоёмах, где хозяйничали небольшие рыбки, питавшиеся водорослями, они довели экосистемы до критического предела, когда окунь стал доминировать в пищевой цепи.

Исследователи тщательно следили за озёрами на протяжении всего эксперимента, снимая химические и физические данные каждые пять минут. Объединив результаты измерений с оценкой популяций водорослей, зоопланктона и рыб, учёные обнаружили необычные колебания в количестве водорослей более чем за год то того, как пищевая сеть озера изменилась.

Вероятно, эти колебания связаны с изменением пищевого поведения мелких рыб из-за присутствия хищников. "Представьте себе: внезапно места, которые были когда-то безопасными для этих рыбок, стали ненадёжными", - говорит соавтор исследования Стивен Карпентер из Университета Висконсин - Мэдисон (США). Рыбки стали предпочитать мелководье, где вероятность попасть на обед хищнику меньше. Соответственно, водоросли в глубокой воде освободились от тех, кто ими питался, и стали активно расти.

"Подобные сигналы раннего предупреждения универсальны, вот почему мы так разволновались", - отмечает Мартен Шеффер из Вагенингенского университета (Нидерланды). По его словам, эти сигналы позволяют не только прогнозировать экологические катастрофы, но и определять, какие компоненты экосистемы более активно будут реагировать на усилия по их защите.

Осталось только "выйти из озера" и разобраться с другими экосистемами.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.