Начало > Эко новости > Почему москиты не перегреваются от горячей крови людей и животных

Почему москиты не перегреваются от горячей крови людей и животных

26/04/2011 17:55 / 👁 1207 / Источник Компьюлента / Поделиться:
От теплового стресса во время сосания крови москитов защищают белки теплового шока. Без них насекомые плохо переваривают пищу, и у них снижается плодовитость. Москит Aedes aegypti (фото Impian). Москит Aedes aegypti (фото Impian).

Спору нет, жизнь москита трудна и полна смертельных опасностей: чтобы просто поесть, ему нужно найти подходящий объект, не дать себя обнаружить, суметь пронзить плотную кожу, уклониться от атаки иммунной системы организма и при этом избежать смерти на месте преступления. Исследователи из Йельского университета и Университета Огайо (оба - США) добавили ко всем этим рискам ещё один, неочевидный, но весьма важный - возможность получить тепловой удар от высасываемой москитом крови.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, Дэвид Денлинджер, представляющий Огайо, и его коллеги описывают эксперименты с москитом Aedes aegypti, переносчиком жёлтой лихорадки. Температурные датчики, установленные на самке москита, показали повышение температуры тела с 22 до 32 ˚C в течение одной минуты, пока самка сосала куриную кровь. Это рекордный скачок для холоднокровного животного. Но затем температура за несколько минут вернулась к норме.

Оказалось, чтобы избежать неприятностей, вызванных перегревом, в организме насекомого столь же резко повышается уровень белка теплового шока Hsp70: за час его содержание увеличивается в 8 раз, а потом в течение 12 часов его количество остаётся удвоенным по сравнению с нормой. Лучше всего это видно на примере средней кишки москита, демонстрирующей максимум белковой прибавки.

Чтобы подтвердить, что это вызвано повышением температуры, а не, скажем, увеличением объёма тела, москитам вводили солевые растворы: подогретый до 37 ˚C и нормальной температуры. Содержание Hsp70 увеличивалось в ответ на нагретый раствор. Проверяли москитов и на крови холоднокровных амфибий: "холодная" кровь не оказывала подобного воздействия.

Hsp70 защищают другие белки от тепловой денатурации. Если температура организма повышается, велика вероятность того, что у ферментов и других белков нарушится пространственная структура, позволяющая им выполнять специфические функции. Вот белки теплового шока, которые сами по себе устойчивы к повышению температуры, и стоят на страже, предотвращая тепловой стресс.

Когда учёные подавляли у москитов синтез Hsp70, насекомые продолжали питаться, но при этом белки крови оставались нерасщеплёнными в пищеварительной системе дольше обычного. Кроме того, самки с подавленным синтезом Hsp70 производили на 25% яиц меньше. Уменьшение продуктивности, скорее всего, объясняется тем, что такие насекомые плохо переваривают пищу, а это, в свою очередь, происходит из-за нарушения работы пищеварительных ферментов ввиду теплового удара.

Возможно, как говорят учёные, их исследования будут включены в разработку комплексных мер по борьбе с москитами, тем более что такой же механизм защиты от теплового стресса был обнаружен и у москитов, переносящих малярию и лихорадку Западного Нила.
Дополнительная информация по теме
Анализ крови это очень важная и необходимая составляющая часть лечения. Более того, расшифровка общего анализа крови поможет выявить опасные болезни на начальном этапе, что позволит избежать критического состояния организма. Московский медицинский центр «ДНК Диагностика» позволяет сдать анализы не только в центре, но и также дома. Подробности на сайте www.dnk-diagnostika.ru.