Начало > Эко новости > Чем больше водорослей в воде, тем она чище

Чем больше водорослей в воде, тем она чище

08/04/2011 16:39 / 👁 1427 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Водоросли играют роль биофильтров, очищая воду от различного загрязнения. При этом чем больше их разнообразие в экосистеме, тем эффективнее очистка. Изобилие одного вида не заменяет десятка отсутствующих. Чтобы с успехом бороться с нитратным загрязнением, экосистеме нужно не менее восьми видов водорослей. Водоросли проточных вод — очевидно, любители мелководья и хорошей освещённости. (Фото For G & H.) Водоросли проточных вод — очевидно, любители мелководья и хорошей освещённости. (Фото For G & H.)

Чтобы с успехом бороться с нитратным загрязнением, экосистеме нужно не менее восьми видов водорослей. Именно столько их потребовалось в эксперименте Брэдли Кардинейла из Мичиганского университета в Энн-Арборе (США). До сих пор внимание исследователей было сосредоточено на наземных растениях, на том, как они справляются с загрязнением. При этом, что важно, на всех участках экосистемы рассматривали один и тот же набор видов. То есть в расчёт бралось некое среднее и постоянное биоразнообразие. Г-н Кардинейл поступил иначе. Он использовал конструкцию, составленную из 150 различных участков, которые все вместе имитировали естественный поток - с его заводями, порогами, стремнинами, водоворотами, отмелями и пр.

В проточной воде существуют сотни видов водорослей, и странно было бы считать, что все они предпочитают одинаковые условия. Одни любят быстрое течение, другие - спокойную воду, третьи - чтобы вода основательно прогревалась, четвертые - иной рельеф дна, и так далее. В эксперимент было отобрано восемь видов, наиболее широко представленных в Северной Америке. Каждый из них занимал в искусственном потоке свою микронишу, и как только все ниши были заполнены своими обитателями, эффективность очистки воды в системе вышла на максимум.

Проводился и обратный опыт: из системы изымали все водоросли, кроме одной. Оставшаяся могла распространиться по всей протяжённости "реки", могла эффективно удалять из воды азотистые загрязнители, но лишь до поры до времени. Засилье одного вида приводило к различным экологическим минусам, вроде несбалансированной эрозии берегов и даже зацветания стоячих участков. Что, в конечном счёте, всё равно сказывалось на эффективности экосистемы. В общем, набор из восьми водорослей очищал воду в 4,5 раза быстрее, чем какой-то один вид. Следует сказать, что ожидания самого экспериментатора ограничивались 3-4 видами.

Статья о важности биоразнообразия опубликована в журнале Nature.

Некоторые исследователи высказали сомнение в соответствии полученных результатов реальному положению дел в природе. Но, как говорит сам Брэдли Кардинейл, он не собирается утверждать, что нашёл некий сакральный набор в восемь видов водорослей и что это правило должно выполняться в каждом ручье. Естественно, в колоссальных экосистемах количество "игроков" не в пример больше. Но такие "камерные" исследования должны помочь выяснить тенденции, которым подчиняется жизнь "в естественных условиях". Например, что вода тогда становится чище, когда за ней "присматривают" больше видов водорослей; что призывы биологов сохранять каждый вид на планете не являются научной блажью...

И впрямь, ухудшение биоразнообразия наверняка ударит точно по человеку, и не важно, из-за водорослей это произойдёт или из-за амурских тигров.