Начало > Эко новости > Ученые в экспериментах с рыбами открыли метод увеличения сердца

Ученые в экспериментах с рыбами открыли метод увеличения сердца

06/07/2009 13:40 / 👁 1470 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Эксперименты с рыбками данио рерио позволили ученым обнаружить, что воздействие небольшой органической молекулы на их зародыши приводит к увеличению количества клеток-предшественниц сердечных тканей и как следствие - размеров сердца. Ученые в экспериментах с рыбами открыли метод увеличения сердца. Фото: РИА Новости Ученые в экспериментах с рыбами открыли метод увеличения сердца. Фото: РИА Новости
Открытие позволит в будущем разработать методики восстановления поврежденной сердечной мышцы, считают авторы исследования, описанного в статье в журнале Nature Chemial Biology.

"Для того, чтобы разработать методики восстановления поврежденных сердечных тканей, нам необходимо первоначально понять, под воздействием каких биологических сигналов клетки формируют этот орган определенной формы и размера", - сказал Майкл Цанг (Michael Tsang) доцент Питтсбургского университета, ведущий автор публикации, слова которого приводит пресс-служба университета.

Для этих исследовательских работ группа Цанга вывела трансгенных рыбок, несущих на себе дополнительные гены зеленого флуоресцентного белка, связанные с генами белков - факторов роста клеток фибробластов. Фибробласты - это особый тип клеток соединительных тканей животных и человека, которые синтезируют молекулы, заполняющие пространство между клетками. Активность фибробластов имеет критическое значение для эмбрионального развития, а также очень важна для процесса заживления ран.

"Рыбку данио рерио мы использовали в качестве модели, так как ее эмбрионы практически полностью прозрачны и развиваются вне материнского тела - это дает возможность непосредственно наблюдать за развитием тех или иных тканей молодого организма с помощью флуоресцентных белков", - добавил Цанг.

С помощью таких трансгенных рыбок ученые изучали воздействие различных физиологически активных соединений на факторы роста фибробластов, за которым следили по интенсивности зеленого свечения флуоресцентного белка.

Оказалось, что гиперактивация факторов роста фибробластов с помощью относительно небольшой молекулы из класса бензилиден-циклогексиламиноинденов (сокращенно BCI) приводит к увеличению количества клеток-предшественниц, участвующих в формировании сердечных тканей. За счет этого сердце у эмбрионов под воздействием BCI развивается до больших размеров, чем у обычных.

Такой эффект BCI вызван блокированием другого фермента, называемого Dusp6, функцией которого является "затормаживание" работы факторов роста фибробластов, если их активность становится слишком высока.

Знание этого механизма поможет в дальнейшем разработать методики восстановления утраченных тканей сердечной мышцы, считают ученые. Подобные методики с участием факторов роста фибробластов уже нашли свое медицинское применение для исцеления больных с хроническими заболеваниями кожи, а также при заживлении сильных ожогов.