Начало > Эко новости > Яд помогает птицам "видеть" север и юг

Яд помогает птицам "видеть" север и юг

23/06/2009 16:01 / 👁 1550 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Токсичное вещество, которое повреждает клетки организма и способно вызвать заболевания, играет ключевую роль в способности птиц чувствовать магнитное поле Земли и различать север и юг, пишут в Biophysical Journal Клаус Шультен (Klaus Schulten) из университета Иллинойса в Урбане-Шампэйн и Илья Соловьев из франкфуртского университета имени Гете.Ученые отмечают, что их открытие произошло случайно. Яд помогает птицам "видеть" север и юг. Фото: РИА Новости Яд помогает птицам "видеть" север и юг. Фото: РИА Новости

Ученые отмечают, что их открытие произошло случайно. Соловьев не знал о токсичности супероксида - иона молекулы кислорода, в одном из атомов которой есть "лишний" электрон - и использовал его в биохимической реакции с участием белка криптохрома, который находится в глазах птиц.

Криптохром - рецептор синего света, который есть в клетках некоторых растений, и в глазах птиц и других животных. Ранее Шультен предположил, что этот белок играет ключевую роль в способности птиц чувствовать магнитное поле, что было впоследствии подтверждено экспериментами.

По его мнению, магнитное поле влияет на реакции с криптохромом. Магнитное поле Земли слишком слабое, чтобы влиять на молекулы, оно воздействует на спин электронов. Другие исследователи полагали, что "партнером" в такой реакции могут быть молекулы кислорода.

Когда Соловьев заявил, что супероксид оказался подходящим веществом для реакции, Шультен сначала не поверил. Однако затем он понял, что организм имеет множество механизмов для нейтрализации вредного воздействия этого вещества, и в низких концентрациях супероксид действительно способен заставить работать биохимический компас птиц достаточно эффективно.