Начало > Эко новости > Ученые укоротили жизнь комару - за то, что вредный

Ученые укоротили жизнь комару - за то, что вредный

19/01/2009 12:12 / 👁 1696 / Источник РИА АМИ / Поделиться:
О том, что людей кусают только самки комара, знают практически все. А вот о том, что способность комара переносить опасные заболевания зависит от его возраста, наука не ведала вплоть до последнего времени. Точнее, пока свое необычное исследование не провели ученые из австралийского Куинслендского университета. О нем рассказано в последнем номере международного научного журнала "Сайенс". Ученые укоротили жизнь комару - за то, что вредный. Фото: АМИ-ТАСС Ученые укоротили жизнь комару - за то, что вредный. Фото: АМИ-ТАСС

Более ранние исследования показали, что после того как комар кусает человека, зараженного, например, малярией или лихорадкой денге, вирус лишь постепенно распространяется по его комариному телу. И что способность к заражению человека комар обретает только тогда, когда вирус достигает его слюнных желез.

В случае с денге и малярией на этот процесс превращения рядового комара в опасного вирусоносителя требуется примерно две недели. Это означает, что в распространении опасных заболеваний и целых эпидемий участвую прежде всего взрослые, матерые комары.

Австралийские ученые, как отмечает французская газета "Фигаро", сделали из этого правильный вывод - чтобы не дать вирусу достичь слюнных желез комара достаточно укоротить ему жизнь. И даже если комар успеет стать способным к заражению человека, при меньшей продолжительности своей жизни он успеет заразить меньше людей.

Австралийские ученые провели целый ряд опытов "по сокращению жизни" комару - разумеется, иным способом, чем прихлопыванием его ладонью. В конце концов они сделали выбор в пользу бактерии волбахия /wolbachia/. С ее помощью жизненный путь кровопийцы был уменьшен вдвое. Правда, пока что лишь в лабораторных условиях.

В то же время у исследователей уже сейчас есть основания полагать, что вырабатывание организмом комара резистентности к данной бактерии весьма маловероятно.

По их мнению новый метод борьбы с переносчиками опасных заболеваний имеет то преимущество, что, в отличие даже от химических средств, способен воздействовать на полную численность крупных популяций - не загрязняя при этом окружающую среду и не отравляя самого человека.

Волбахия является естественной бактерией - она существует в природе и "занимается" тем, что сокращает жизнь мухам-дрозофилам. До настоящего времени трансферт этой бактерии на комара осуществить не удавалось. В ходе эксперимента, который длился три года, ученым пришлось провести большую работу по адаптации бактерии - они периодически "подсаживали" ее в клетки плоти комара. Вплоть до того момента, пока не стало возможным успешное ее введение личинкам комара.

Выжившие после такой прививки взрослые особи комара были размножены и таким образом удалось получить восемь штаммов инфицированных комаров. Шесть из них в дальнейшем, через три поколения погибли. Два штамма оставались стабильными и сохраняли зараженность вплоть до тридцатого поколения. Именно на них и проводился эксперимент. Он позволил определить, что здоровые комары живут два месяца, тогда как инфицированные - всего один.

Опыты также показали, что передача инфекции по линии женских особей очень высокая - она равна 99,7 проц при первом репродуктивном цикле и лишь чуть ниже при третьем. Ученые также обнаружили, что при оплодотворении здоровой женской особи зараженным самцом кладка яиц не дает потомства.

Теперь ученым предстоит немалый труд - довести свое открытие до уровня практического применения, так как на этом пути остается еще масса нерешенных проблем.