Поскольку большая часть убийств случается в удаленных уголках планеты, приведенная статистика более-менее приблизительна, точных цифр нет и, скорее всего, не будет. В нашем сегодняшнем фотофакте - животные, которые нас убивают.
Акулы: 10 человек в год
Акулы, и прежде всего - большая белая акула, один из современных символов абсолютного страха, нападают на людей сравнительно редко и убивают примерно 10 человек в год. Острые как бритва зубы, страшная скорость, огромная сила - и все равно - нижняя строчка рейтинга.
Волки: 10 человек в год
Самый страшный хищник умеренного климата, главный враг всех сказок европейских народов, волк сжирает не больше десяти человек в год (потому что живет, в основном, в заповедниках и избегает людей).
Тигры: около 80 человек в год
В северной Индии и в Пакистане пожилые и не очень здоровые тигры по-прежнему приходят в деревни и едят людей. За тиграми-людоедами охотятся, и это большой прогресс, надо сказать: во времена Киплинга тигры убивали до тысячи человек в год.
Львы: 100 человек в год
Африканские львы по-прежнему нападают на людей в Кении и Танзании. Обычно львы живут прайдами и избегают людей. Но одинокие и не очень здоровые животные могут представлять большую опасность для человека.
Австралийская медуза: 100 человек в год
Маленькое существо, наполненное ядом-парализатором. Ожог медузы вызывает судороги и невыносимую боль, а если дело происходит на глубине, жертва может легко утонуть.
Слоны: 150 человек в год
Слоны - огромные, сильные, умные и очень злопамятные животные, могут убить человека в одно мгновение. А в Индии мало того, что охотятся на слонов (из маленьких диких слонят получаются отличные рабочие слоны), так еще и постоянно отвоевывают землю у джунглей, ведь пашен никогда не хватает. В результате там идет вялотекущая человеко-слоновья война, которую человечество, конечно, выигрывает, но не без потерь.
Африканский буйвол: 200 человек в год
Буйвол весит под тонну и очень быстро бегает. Кроме того, буйволы хорошо организованы, в случае опасности становятся в боевой порядок (слабых и молодняк в середину, сильные самцы и самки - в круговой обороне). И что именно они считают опасностью - ведомо только им.
Бегемоты: более 500 человек в год
Формально бегемоты травоядны. Фактически же - это одни из самых опасных животных Африки. Огромный вес, приличная скорость, страшные клыки и сильно развитый территориальный инстинкт. Не надо связываться в бегемотами!
Крокодилы: более 1000 человек в год
Все виды крокодилов очень опасны - и нильские, и те, что живут в болотах Луизианы, и амазонские. Самый смертоносный вид - морские крокодилы, живущие у северного побережья Австралии и южного побережья Новой Гвинеи. Точное число жертв неизвестно: всякий раз, когда крокодилы решают полакомиться серферами, это попадает в газеты, а вот когда они едят новогвинейских рыбаков, этого никто не замечает. Излюбленный маневр - ухватить человека челюстями, и резко перевернуться, топя жертву и ломая ей спину.
Плоские черви (солитер): 2000 человек в год
Эти создания живут в пищеварительном тракте человека и некоторых животных. При определенных условиях личинки плоских червей попадают в легкие и начинается болезнь цистецеркоз, которая, в свою очередь, и приводит к летальному исходу.
Круглые черви (аскариды): 2500 человек в год
Еще один кишечный паразит, личинки которого могут попадать и в легкие, и в мозг, и в сердце. Кроме того, аскариды с удовольствием живут в кровеносных сосудах и питаются красными кровяными тельцами, в результате чего у больных почти всегда развивается анемия.
Пресноводные улитки: 10000 человек в год
Строго говоря, убийцами являются не улитки, а шистомоз, который они разносят. Паразитические плоские черви трематоды через кожу внедряются в организм человека, попадают в кровеносные сосуды и мигрируют либо в желудочно-кишечный тракт, либо в район мочевого пузыря и половых органов. Но переносят личинок этих червей именно пресноводные улитки. Получается, что эти малютки убвиают гораздо больше народу, чем львы, слоны, крокодилы и бегемоты вместе взятые. Об акулах даже и говорить нечего.
Клопы-триатомы: не менее 10000 человек в год
Эти клопы, живущие по соседству с человеком в трущобах, переносят болезнь Шагаса - инфекционное паразитарное заболевание, распространенное в Латинской Америке. В начале 21 века было зарегистрировано 11 - 18 миллионов больных. При этом Шагас не излечим, лекарствами можно лишь контролировать течение болезни и подавлять симптомы. Так что на самом деле статистика может быть гораздо мрачнее.
Муха цеце: 10 000 в год
Помните Жюль Верна? Обыкновенная африканская муха разносит сонную болезнь, африканский трипаносомоз человека. Это очень опасное паразитическое заболевание, распространенное в экваториальной Африке, лечить которые невероятно трудно и дорого. Впрочем, определенные успехи есть: сейчас смертность от трипаносомоза около 10 000 человек, а в начале девяностых она была больше 30 000.
Собаки: 25000 человек в год
Статистика неумолима: наши ближайшие и самые старые друзья смертельно опасны для нас. Собаки довольно часто нападают на своих хозяев, могут загрызть ребенка на прогулке, а о бродячих собаках, которые сбиваются в стаи - нечего и говорить. Но все-таки главную опасность представляет вирус бешенства. Если вовремя принять профилактические меры (пресловутые уколы в живот сразу после укуса), человек, зараженный бешенством, выживет. Если болезнь начнет развиваться - смертность 100%. Впрочем, бешенство - это болезнь третьего мира: умирают те, кто не может обратиться к врачу. В развитых странах борются с вирусом путем тотальной вакцинации собак.
Змеи: 50000 человек в год
Ядовитые змеи убивают во всем мире. Не от всех ядов есть противоядия, и не у всех людей есть доступ к этим противоядиям: в некоторых регионах до ближайшей амбулатории ехать так далеко, что яд в любом случае убьет раньше.
Комары: более 1000000 человек в год
Хорошо знакомые нам кровососы - самые страшные убийцы. Комары переносят две болезни. Во-первых, малярию. Ежегодно фиксируется 350 - 500 миллионов случаев заболевания малярией, причем смертью заканчивается по меньшей мере миллион из них. Вторая болезнь - лихорадка Денге, с очень высокой смертностью (и совсем уж ужасной, при тяжелой геморрагической форме, без медицинского вмешательства).