Говорят, самое важное можно увидеть только на расстоянии. Оценить перспективы, разработать план действий, отвлечься от мелких деталей и сконцентрироваться. Поддержание экологического равновесия - проблема всеобъемлющая, и ее планетарный масштаб сложно укладывается в сознании рядового жителя земли. 2013 год объявлен годом окружающей среды в соответствии с Указом Президента РФ, а, значит, пришло время обратить внимание на мир, одинаково бесценный для нынешнего и будущих поколений.
А что, если оставить насущные дела на потом, собрать команду и налегке отправиться в настоящую экологическую регату? И там, в бескрайних морских просторах, отвлекаясь лишь на плеск волн за бортом, провести самостоятельное исследование и придумать, как помочь природе и привлечь детей к решению этой проблемы? Многие отмахнутся и сошлются на полтора месяца до отпуска, свежеприобретенные путевки в Крым или вечные дачные хлопоты. Однако решение есть: благодаря современным технологиям такое путешествие можно совершить виртуально.
Июнь 2013 года ознаменовался грандиозной эко-регатой, в которую бесстрашно отправились 65 человек - 16 экипажей педагогов и родителей - уастников сообщества "Образовательная Галактика Intel" и вернулись с багажом ярких впечатлений, свежих идей, конструктивных проектов. Участники эко-регаты узнали о новых формах образовательной деятельности, научились организовывать обучение с элементами игры, наладили дистанционное сотрудничество с коллегами, освоили приемы проведения исследования и представления результатов.
По морям, по волнам, нынче здесь, а завтра?
Эко-регата - это виртуальная игра с элементами соревнования, в которой приняли участие 16 команд в составе от двух до пяти родителей и учителей из России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кореи, Украины. Российская Федерация была представлена 23 регионами, в число которых вошли Амурская, Астраханская, Владимирская, Калининградская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Томская, Ульяновская и Челябинская области, Алтайский, Приморский и Хабаровский край, Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан и Удмуртия.
На протяжении всего пути каждая команда во главе с капитаном вела так называемый "бортовой журнал", в качестве которого можно было использовать любой удобный сетевой ресурс, регулярно пополняемый новыми сведениями об успехах экипажа.
На первом этапе участники заполнили "карточки матросов" и объединились в команды, после чего сформированные команды совершили "пробный заплыв", который заключался в совместной работе на сетевой площадке Минобрнауки России - "Экологическое воспитание". Ознакомившись с материалами практикума по работе с электронным пособием "Детская экологическая карта субъекта РФ", экипажи продолжили "плавание".
Этап под названием "Кругосветное путешествие "Разведка" подразумевал изучение информации на сайтах, посвященным ключевым вопросам экологии (движение ЭКА, Всемирный фонд дикой природы, Экология на "Дожде"), анализ соответствующих проблем в рамках своего региона и адаптация примеров их разрешения. В помощь участникам был организован мастер-класс по использованию возможностей дополненной реальности для образования в целом и экологического воспитания в частности. Подобно экологии, связавшей воедино живую и неживую природу, дополненная реальность выступает в роли симбиоза реального и виртуального мира, превращая окружающую действительность в гигантский пользовательский интерфейс.
Этап "Посиделки в кают-компании" позволил экипажам перейти от теории к практике - перевести проблемы в формат задач и заняться разработкой собственных социальных проектов экологической направленности для последующей реализации в общеобразовательных учреждениях. Как и прежде, участники получили рекомендации по самообучению в виде вебинара, мастерских и мастер-классов по применению средств ИКТ и мультипликации, инфографики и Google-карт.
Целью последнего этапа стала подготовка сценария социального проекта с точки зрения организации деятельности школьников. Участники смогли продемонстрировать, как средства визуализации и моделирования могут быть использованы для проведения исследования и представления результатов. Важно отметить, что экипажи не "дрейфовали" в одиночестве: все этапы пути подразумевали обратную связь, и наиболее активные "матросы" регулярно обсуждали свою работу с коллегами и организаторами, которые откликались на запросы и комментировали достижения.
Итоги работы команд, достигших финишной черты, оценивались по следующим критериям: качество выполнения заданий, соблюдение сроков, лидерство в соревновании. В пятерку лучших экипажей вошли "Астория", "Искатели", "Альбатрос", "Легенды Иртыша" и "Биосеть", которые были награждены призовыми баллами сообщества.
Швартуемся!
Образовательная галактика Intel - уникальная среда, в которой возможно все. Полеты, заплывы, походы - в каких бы активностях ни участвовали педагоги, все они направлены на совместный поиск эффективных методов взаимодействия с учениками с целью воспитания в каждом личности гражданина своей страны.
"Я - за осознанное изменение в поведении взрослых и детей, - заявляет куратор эко-регаты, координатор по информатизации повышения квалификации Псковского ИПКРО, к.п.н. Оксана Петрова. - В этом выражается наш подход к экологическому воспитанию. Внимательно рассмотреть проблему, тщательно продумать способы ее решения и, наконец, использовать технические возможности для ведения диалога с детьми на их языке - без этого невозможно представить успех сегодняшнего учителя".
"Подводные рифы" встречаются и в образовательных проектах, и в ежедневной работе каждого неравнодушного педагога, - рассказывает капитан команды "Искатели", учитель экономики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N2" г. Великие Луки Ольга Панфилова. - Тем не менее, мы с уверенностью называем мероприятия сообщества праздниками познания, творчества и общения, дающими мощный импульс к самосовершенствованию".
Немаловажно, что все проекты, предложенные конкурсантами, носят социальный характер. Социальная направленность выражается в том, что в процессе осуществления участники не только получают новые знания, но и создают продукт, отвечающий интересам и потребностям конкретной группы людей - школьного класса, играющих во дворе ребят, жителей отдельного села или микрорайона. Зачастую речь идет о решении, на первый взгляд, незначительных задач (к примеру, сбор отслуживших свой срок энергосберегающих лампочек или высадка и уход за деревьями на месте бывшего пустыря), но именно такие, небольшие, проекты закладывают основу реальных дел, небезучастного отношения к проблемам местного сообщества, отзывчивости и гражданской ответственности.
Образовательные программы для школьников
Ирина