Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > "С любовью к природе"

"С любовью к природе"

15/01/2013 19:12 / 👁 753 / Поделиться:
В данной статье говорится об организации экологического воспитания школьников в условиях современной школы Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг.
Впереди речка, сзади лес, сбоку небольшой ручей. Возле него с сачками и ситами стоят, сидят и ползают школьники, периодически слышатся детские голоса: "Александр Васильевич, а это что - пиявка? А вот этот, с ногами - его берем? А в этой ракушке никто не живет - она нам не нужна?" Нет, никакие это не юннаты, а простые школьники, и проходит совершенно необыкновенное занятие в летнем экологическом лагере.
Уже много лет школьный летний экологический лагерь в Частинской средней школе на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей. Это сложная задача, с которой многие школы, как правило, не справляются. Да это и понятно - как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставляя читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? Мы считаем, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и "вытаскивать" на дикую природу. Здесь можно научить настоящей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной. Принцип простой: дайте детям пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, - и тогда они к ней сами потянутся.
Этому и посвящена вся работа школьного эколого-биологического лагеря. Детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц - и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому. То есть суть и основа проводимой работы - это обучение школьников методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе.
Во время занятий ребята несколько дней обучались на базе биостанции биологического факультета ПГПУ, которая находится в селе Шлыки, недалеко от пруда.
С ребятами работал преподаватель кафедры зоологии кандидат биологических наук Александр Васильевич Петухов. Занятия включали в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывали в лаборатории, и практическую - когда ребята вместе с преподавателями отправлялись в лес или на пруд и проверяли "в поле" то, что им только что рассказал учитель. В конце дня школьники писали отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли.
В первый день ребятам рассказывали о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаются друг от друга. Даже на примере одних только водных беспозвоночных можно было легко объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное после этого показать школьникам все на практике. Поэтому ребят небольшой группой мы провели к водоемам, где они сами с помощью сачков отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для наших школьников такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят шестых - седьмых классов - каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зря.
В лаборатории ребята рассматривали то, что поймали, под бинокулярами, считали лапы, хвосты, учились пользоваться определителями, зарисовывали животных. Очень запомнилось детям исследование краснокнижных видов растений и животных, проводимых в уникальном месте, на Еретиной горе.
Причем главное - это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное - показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и приносят пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в десять человек хотя бы один поменяет свое отношение к природе и станет относиться к ней бережнее, то я, как учитель, считаю это своей победой.



учитель биологии МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" Пермский край
Панькова Марина

Последние новости

Популярные новости