Сколько-нибудь достоверной информации, позволяющей выполнить объективный сравнительный анализ технико-экономических и экологических характеристик трёх вышеупомянутых методов борьбы с отходами, нет, поэтому зачастую выбор конкретного метода превращается в политические манипуляции, которые под собой не имеют ничего общего с действительностью. Свое мнение по данному вопросу обществу в основном навязывают многочисленные зелёные организации и их лоббисты во властных структурах, беззастенчиво пользуясь тем, что подавляющее большинство граждан страны имеют весьма слабое представление об экологии.
А вот действительное положение вещей!
В современном многомиллионном городе основными загрязнителями атмосферы являются теплоэнергетические предприятия и автотранспорт. В соответствии со статистическими данными по Центральной Европе в воздух выбрасывается около 13,4 млн. т/г токсичных газов. [1] Из них СО - 3,45 млн. т/г, NOх - 2,6 млн. т/г, SO2 - 6,54 млн. т/г, пыли - 0,48 млн. т/г, HCl - 0,3 млн. т/г. Выбросы автотранспорта составляют 7,08 млн. т/год, в том числе СО - 5,25 млн. т/г, NOх - 1,34 млн. т/г и сажи 0,4 млн. т/г.
В то же время на мусоросжигательных заводах (МСЗ) Европы сжигается около 20% ТБО, а их суммарные токсичные выбросы составляют 0,32 млн. т/г, т.е. в 64 раза меньше выбросов предприятий и автотранспорта.
Нельзя оставить без внимания пресловутую проблему диоксинов. Их влияние на здоровье человека впервые было установлено в период Вьетнамской войны, когда был определен эквивалент токсичности - это сумма массы 210 молекул диоксинов. Нормы за прошедшие 45 лет варьировались от 1 до 0,001 частей от этих 210. Сейчас эквивалент безопасности принят равным 0,1 нг/м3. Пока это принятая норма, но замерить эти величины практически невозможно, особенно если учесть, что диоксины это продукт окисления только галогенорганических соединений, масса которых в ТБО составляет менее 0,1%. Так, многократно проведенные анализы дымовых газов инсинераторов ИН-50 на содержание диоксинов при сжигании ТБО Химико-аналитическим центром при ВНИИ им. Д.И. Менделеева, подтвердил их полную безопасность по этому параметру.
Трудно объяснить, почему в странах и городах, расположенных часто в одних и тех же климатических условиях, придерживаются диаметрально-противоположных взглядов на сжигание, переработку и компостирование, почему ТБО - постоянно возобновляемый источник энергии, в одних условиях является рентабельным, а в других убыточным.
Например, в Париже около 60% потребляемой энергии производится за счет сжигания городских отходов. Примерно такая же картина наблюдается в Гётеборге (Швеция), где эксплуатируется МСЗ производительностью 400 тыс. т/г ТБО. Ежегодно завод вырабатывает 1184 тыс. мВт тепловой энергии и 288 тыс. мВт электричества, что равносильно сбережению 120 тыс. тонн мазута.
В г.Риихимяки (Финляндия) фирма ЕКОКЕМ построила и эксплуатирует уже более 20 лет МСЗ для уничтожения опасных промышленных отходов производительностью 100 тыс. тонн/год. Более 70 % этих отходов перерабатываются в тепловую энергию, а чистая годовая прибыль составляет 6 млн. евро.
В центре Вены построен МСЗ Шпиттелау с обзорным центром и рестораном на дымовой трубе, обеспечивающий теплом 60 тыс. квартир.
Таких примеров можно привести достаточно много не только в Европе, но и в мире. Однако, в России реально определить экономическую эффективность МСЗ очень сложно из-за весьма сомнительной статистики. По одним данным стоимость сжигания 400 тыс. тонн отходов обходится москвичам 15 млн. долларов, по другим 28 млн. долларов. Исходя из этих цифр, стоимость одной тонны мусора, сжигаемой на МСЗ, составит 1120 рублей и 2100 рублей. Как видим, цифры весьма разноречивые.
Радует то, что, наконец, стали слышны доводы тех, кто утверждает, что полигонное захоронение отходов со всех точек зрения является крайне сомнительным мероприятием. Однако тут же панацеей от всех мусорных бед назначена всеобщая сортировка и переработка отходов.
На первый взгляд всё просто. Надо изготовить десятки тысяч красивых разноцветных контейнеров, одни заполнить стеклом, вторые макулатурой, третьи - пищевыми отбросами, и дело сделано. Правда, надо построить ещё и сотни предприятий для переработки этих отходов, что бы превратить их в качественную продукцию, при этом научив граждан собирать и сортировать отходы как надо. Но ведь эту проблему много лет не могут решить ни в законопослушной Европе, ни Америке.
А так ли всё это целесообразно? Проанализируем с экологической точки зрения работу предприятий по переработке двух видов наиболее массовой продукции: макулатуры и полимеров.
Представленные в работе [2] данные показывают, что на производство 1 т бумаги из макулатуры затрачивается 15,2 т воды, выбрасывается в атмосферу 20 кг Сl и SO2 (вследствие применения химикатов NaClO и NaHSO2), затрачивается 0,45 т пара и 0,5 кВт электроэнергии. Учитывая эти данные, подсчитано [3], что суммарные выбросы, приходящиеся на изготовление 1 т бумаги, составят более 20 кг, или 21 г выбросов на килограмм произведенной макулатуры.
С точки зрения экономики, вероятно, это очень выгодный процесс, но с точки зрения экологии, это запредельные величины, и такие производства должны быть немедленно ликвидированы либо коренным образом модернизированы путем установки мощной системы газоочистки, не уступающей по качеству газоочистке МСЗ.
В России годовой объем образования отходов картонно-бумажной упаковки составляет 1,0 - 1,2 млн. тонн, а объем использования макулатуры около 500 тыс. тонн, т.е. при её переработке в атмосферу выбрасывается более 10 тыс. тонн Cl и SO2. При этом основная масса загрязнителей падает на Санкт-Петербургский КПК, Набережо-Челинский КБК, Ступинский КПК, Майкопскую "Картонопару", Светогорский ЦБК.
В среднем, затраты электрической энергии для переработки отходов полимеров в необходимую продукцию, составляют около 2,15 кВт/кг, что соответствует 17 г выбросов на 1 кг продукции (рис. 2). Приведенные цифры несколько ниже, чем в случае изготовления бумаги и картона из макулатуры, но и они категорически развенчивают миф об экологической чистоте переработки таких отходов.
В настоящее время, для решения мусорных проблем Санкт-Петербурга планируется выделить огромные средства, ок. 60 млрд. рублей. От того, куда и как они будут вложены, будет зависеть эффективность решения этих проблем.
К сожалению, термическим методам утилизации отходов в проекте вообще нет места, хотя более эффективного и совершенного метода утилизации отходов в настоящее время трудно найти. Подтверждением этому служит и то, что в мире эксплуатируются более 2500 МСЗ и среди них заводы наших соседей - Швеции и Финляндии.
ТБО современного города на 80% состоит из органики и обладают достаточной теплотворностью (6000-8500 кДж/кг), а современные методы сжигания и очистки дымовых газов позволяют выполнять эти процессы эффективно и экологически чисто.
Термическое уничтожение отходов не только позволяет более чем на 90% избавиться от них, но и в разы сократить объёмы перевозок зольного остатка на полигоны. Помимо этого коренным образом изменяется технология мусоропереработки, так как полностью исключается ручная работа людей в нечеловеческий условиях на зловонных сортировочных конвейерах.
На наш взгляд, в Санкт-Петербурге наиболее просто в техническом плане построить МСЗ рядом с функционирующей ТЭЦ. В этом случае МСЗ производительностью ~ 200 тыс. т/г может разместиться на площади не более 1,5 Га. Такая схема не только позволит утилизировать с колес отходы, но и отдавать, например, Южной ТЭЦ более 80 т/ч пара высоких параметров, что повысит ее производительность на 3%. Такое сочетание существующей мощности ТЭЦ и строящегося МСЗ является оптимальным, так как в нем используются энергетические и тепловые сети ТЭЦ и специальное термоутилизационное и газоочистительное оборудование МСЗ. Стоимость такого комплекса составит ~ 600 млн. руб, т.е. в 100 раз меньше запланированных, а его окупаемость не превысит пяти лет.
Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Термическое уничтожение является наиболее простым, экологически безопасным и экономически эффективным методом утилизации как коммунальных, так и органических промотходов, в сравнении с их полигонным захоронением и переработкой.
2. В силу неразвитости и проблемности организации системы селективного сбора, переработке могут и должны подвергаться отходы только тех предприятий и перевозчиков, которые обеспечивают их поставку и номенклатуру в соответствии с техусловиями перерабатывающих предприятий.
3. Захоронению на спецполигонах подлежат только отходы, законодательно запрещённые к сжиганию и переработке - СОЗ, фреоны, отходы содержащие супертоксиканты более 1% и др.
Литература
1. Кофман Д.И., Чарнецкий А.Д., Востриков М.М. Как нейтрализовать яд. /Журнал Берг-Коллегия. - N 2. - Февраль 2007 г.
2. Десяткова К.С. Способы переработки макулатуры ТБО. - N 6. - 2007 г.
3. Кофман Д.И., Востриков М.М. Экологические проблемы переработки отходов ТБО. - N 1. - 2009 г.
Кофман Д.И. - главный конструктор ЗАО "Турмалин", к.т.н
Востриков М.М. - генеральный директор ЗАО "Турмалин", к.т.н