Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Оценка рекреационного потенциала территорий Кругобайкальской железной дороги с использованием ГИС - технологий

Оценка рекреационного потенциала территорий Кругобайкальской железной дороги с использованием ГИС - технологий

22/09/2009 12:45 / 👁 823 / Поделиться:
В статье приводятся предпосылки к формированию рекреационной ГИС в районе эксплуатации Кругобайкальской железной дороги, описана процедура оценки рекреационного потенциала Для оценки рекреационного потенциала этого региона мы использовали понятие рекреационной системы как формы организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. Для оценки рекреационного потенциала этого региона мы использовали понятие рекреационной системы как формы организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории.

Основные туристические центры Восточной Сибири так или иначе тяготеют к территории оз. Байкал, основным способом перемещения по которой является построенная еще в 1902-1915 годах железная дорога. Вся исторически сложившаяся антропогенная деятельность в сочетании с современными массовыми туристическими маршрутами и необходимостью содержания и эксплуатации возведенных инженерных сооружений создает необходимость исследования и оценки рекреационного и туристического потенциалов территорий Юго-Западного Прибайкалья, которые не получили пока необходимой оценки, а освоение этого региона идет без учета научных исследований, не принося ощутимых доходов бюджету области, а в ряде случаев, вызывая нарушения природной среды.

Для оценки рекреационного потенциала этого региона мы использовали понятие рекреационной системы как формы организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории [1]. Рекреация (recreatio (лат.) - восстановление), как гетерогенный объект исследования требует междисциплинарного подхода, а оценка потенциала ее развития опирается на понятие рекреационной системы, которое включает разнообразные социальные, демографические, медико-биологические, экономические и другие характеристики [2]. Природные и культурно-исторические комплексы служат в качестве ресурсной базы рекреационной системы. Рекреационное использование территории КБЖД составит альтернативу туристическому ее использованию в чистом виде (во многом опасному для экосистем Байкальского региона), будет способствовать оживлению экологии ныне депрессивных районов. Принимая во внимание опыт авторов уже работавших в области оценки рекреационного потенциала территорий [2], нами были рассмотрены следующие слои ГИС: культурно-исторические и природные памятники, представляющие ценность как объекты туризма, энергообеспеченность региона, наличие редких видов животных и растений, климатические и сейсмические факторы, природно-очаговые заболевания, туристская и хозяйственная нагрузка территории. Эти слои входят в оценочные блоки, характеризующие рекреационную систему юго-западного побережья оз. Байкал. Основой для составления карт является электронная карта районов Кругобайкалья составленная при помощи снимков со спутника и сервиса http://maps.google.ru с изменяемым масштабом. Основными материалами для проведения работ послужили: данные из климатических справочников, данные Федеральной службы государственной статистики, атлас Сибирского отделения института географии РАН "Экологические условия развития. Иркутская область", тематические карты, работы А.В. Евсеева, Т.М. Красовской, Н.С. Мироненко, В.С Тикунова, Н.В. Шабалиной и др.

Процедура оценки рекреационного потенциала территории с использованием ГИС основана на последовательном анализе всех ее элементов и предполагает выполнение следующих обязательных этапов [2]:

  1. Выявление объекта оценки - природных элементов, их компонентов и свойств;
  2. Выявление субъекта оценки, с позиции которого ведется оценивание;
  3. Формулирование критериев оценки, которые определяются масштабом, целью исследования и свойствами субъекта;
  4. Разработка параметров оценочных шкал;
  5. Получение частных и интегральных оценок.

Впервые вариант структуры рекреационных ГИС был рассмотрен в монографии А.В. Евсеева, Т.М. Красовской, Н.С. Мироненко, В.С Тикунова, Н.В. Шабалиной "Оценка рекреационного потенциала Севера России". Разработанная нами система отличается рядом показателей, учитывающих особенности Юго-Западного побережья Байкала, увеличено число самих показателей с 21 до 30. Нами также разработана рекреационная матрица данных, специфическая для рассматриваемого региона, определены единицы территориальной привязки информации и выполнено районирование территории для целей рекреации.

Базы данных являются обязательными компонентами ГИС, всегда имеющие два их типа - графические и тематические. В графических базах данных хранится то, что принято называть топографической или географической основой, тематические содержат в себе так называемую нагрузку карты и дополнительные данные, которые относятся к пространственным, но не могут быть прямо нанесены на карту [3].

Нельзя не согласиться с заслуженным работником транспорта, доктором технических наук, профессором ЛИИЖТа М.И.Ворониным, который писал о судьбе КБЖД в журнале "Транспортное строительство": "Он должен быть сохранен. Иначе потомки не простят нам очередную ошибку... Здесь природой и искусством суждено устроить место массового отдыха и туризма. Комфортабельные поезда с паровой тягой позволят вновь увидеть облака дыма, услышать гудки и убаюкивающее пыхтение паровоза". Создание здесь зоны отдыха со всеми атрибутами современного сервиса - кемпингами, приютами, Музеем железнодорожного транспорта, просто необходимо. Промедление с решением сохранения для потомков шедевров инженерного искусства отечественных инженеров и рабочих-строителей недопустимо, но оно должно опираться на научную основу и те современные инструменты, которыми располагает современная геоэкология.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопухина Т. "Понятия, характеризующие рекреацию" http://www.archipelag.ru/authors/lopuhina/?library=1156
2. Тикунов В.С., Красовская Т.М., Сатаев Р.Р. "Методика создания карт оценки рекреационного потенциала с использованием ГИС-технологий" http://www.dataplus.ru/Industries/13Ecolog/mapmetod.htm
3. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС. Учебное пособие. Изд-е 2-е исправленное и дополненное. М.: 1997, - 160 с.


Автор проводит исследования экологической направленности на территориях, прилегающих к оз. Байкал
Захарова Елена Сергеевна

Последние новости

Популярные новости