Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Дефицит тишины

Дефицит тишины

06/11/2007 14:10 / 👁 735 / Поделиться:
Вы замечали, что в лесу, вдали от большого города и трасс, от тишины в ушах звенит? Мы устали от шума, но, приезжая в деревню, не можем заснуть - чего-то будто не хватает… Не хватает шума. Что именно делает нас нервными и тугоухими? Как спрятаться от децибелов? Как защититься от децибелов, рассказывают ростовские экологи. Шум является одним из важнейших раздражителей центральной нервной системы, с ним связывают рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, прогрессирующее развитие тугоухости у городского населения. Шум является одним из важнейших раздражителей центральной нервной системы, с ним связывают рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, прогрессирующее развитие тугоухости у городского населения.

Гендиректор ООО Научно-производственное предприятие "Экологическая лаборатория" Валерий Приваленко, доктор биологических наук, кандидат геолого-минералогических наук, автор десятка монографий и более ста научных статей, специализирующийся на экологии урбанизированных территорий:

-В новом генеральном плане г.Ростова-на-Дону предусмотрено много магистралей, которые помогут разгрузить город, но количество транспорта увеличивается быстрее, чем строятся новые развязки. Мы скоро будем вынуждены принимать кардинальные меры по разгрузке транспортного узла: например, как в Москве, закрывать центр и ограничивать въезд личного транспорта. Иначе - просто задохнемся не только от выбросов, но и от шума. В такой ситуации развитие велотранспорта было бы огромным плюсом.

Конечно, существуют специальные шумозащитные экраны. По ул. Нансена ставятся щиты вдоль железной дороги, и это значительно снижает нагрузку. Но вы представляете, если весь город будет в щитах? Это уже урбанизация последней стадии. Вот если проспекты Малиновского и Мадояна станут основными транзитными магистралями нашего города, тогда там возможна постановка щитов. И все же лучше сделать "зеленый щит".

Идеальный вариант - пятирядные посадки: деревья, кустарник, цветничок между ними. Два ряда деревьев и между ними кустарник уже снизят уровень шума на 40 процентов. Вертикальное озеленение (лианы, девичий виноград, камсис) тоже помогает справиться с шумовым загрязнением. Такие зеленые щиты ограждали бы пешеходов и дома от транспорта. Например, на СЖМ ширина улиц позволяет это сделать. А что мы видим? Там, где можно было бы иметь зеленые насаждения, торчат ларьки.

Мы можем посадить плющ и дикий виноград, но дураков и дороги в России никто не отменял. Если посмотреть на карту Ростова, поездить по улицам, то заметны повороты с таким радиусом закругления, что машина обязана сбросить чуть ли не до нуля, а потом заново разогнаться. Для тех, кто находится рядом, это выражается в дополнительных выхлопных газах и шуме. Его усиливают и частые остановки из-за пробок на светофорах, которые схематично можно было бы назвать "разгон-торможение-разгон". Система двухуровневых развязок, так называемые freeway, давно уже существует в мегаполисах, у нас только намечают 14 таких развязок.

Хорошее дорожное покрытие еще один фактор тишины. Советские ученые строили экспериментальные дороги с добавлением отработавших шин и стекловолокна, менее шумные, не подверженные гололедным явлениям и почти идеальные для разгона и торможения, но потом об этих исследованиях благополучно забыли. В США дорожное покрытие с гранулами резины стало решением одновременно трех проблем - утилизации покрышек, уменьшения шумового загрязнения и улучшения качества покрытия, в Японии в асфальт добавляют рисовую шелуху. У нас же почему-то пока выбирают использование дешевого материала, а потом проводят ежегодный ремонт, вместо того, чтобы внедрять новую технологию, которая окупит себя за 15 лет.

Шум является одним из важнейших раздражителей центральной нервной системы, с ним связывают рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, прогрессирующее развитие тугоухости у городского населения. Согласно исследованиям западных ученых, шум увеличивает вероятность инфаркта миокарда примерно в такой же степени, что и пассивное курение.

В нашем городе для многих районов, парков, мест общественного назначения, жилых массивов предельно-допустимые нормы шума превышены.

-Вблизи транспортных магистралей, железных дорог шум на 30-40 процентов превышает допустимую нагрузку, - рассказывает Вадим Гарин, председатель Ростовского Общественного Экологического Центра. - По санитарно-производственным нормам это недопустимый уровень. Если уровень шума увеличивается на 6 децибел, то это равносильно увеличению интенсификации шума в 4 раза! А звуковое давление при этом возрастает в 2 раза! Такой шум сказывается губительно, он делает человека инвалидом.

Как же защититься от шума, раз уж количество транспорта мы не в силах изменить?

-В столичных квартирах, окна которых выходят на магистрали с интенсивным движением, шум достигает 70 децибел, поэтому правительство Москвы в законодательном порядке обязало всех застройщиков ставить переплеты с тремя стеклами, - рассказал о столичном опыте сотрудник Территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Юрий Бессмертный, консультантом отдела государственной регистрации и лицензирования. - У нас же пока есть только отдельные попытки заставлять застройщиков устанавливать тройные стеклопакеты с резиновыми прокладками между переплетами, но потом от жильцов к нам поступают жалобы. Они видят причину шума в каком-то объекте, а уличный шум перекрывает его в несколько раз. И оказывается, что они заменили окна, которые были вставлены изначально, на свои, по их разумению, очень хорошие, экологически чистые. То есть на деревянные рамы с дребезжащими стеклами.

Но ведь не каждый житель может позволить себе двойной или тройной стеклопакет. Не секрет, что каждое такое окно обходится заказчику в несколько тысяч рублей. Да и ситуацию с транспортом можно решить, только вычеркнув железного коня из атрибутов успешного человека, к образу которого так часто стремятся, забывая о том, что если один приобретает, то другой в это же самое время что-то теряет. В нашем случае - чистый воздух и тишину.

- Одна из наших, российских, проблем - отсутствие терпения, - говорит Валерий Приваленко. - Всем нужно, чтобы нашли такое чудодейственное средство, которое бы мы применили - и через месяц все стало хорошо. А если ученый говорит, что результат будет только через 15 лет, ему просто улыбаются в ответ и ничего не меняется…

 

 


Катерина Каныгина

 

 

Последние новости

Популярные новости