Начало > Эко новости > Самый популярный в мире гербицид уничтожает колонии шмелей

Самый популярный в мире гербицид уничтожает колонии шмелей

07/06/2022 13:56 / 👁 475 / Источник / Поделиться:
Глифосат, широко используемый для борьбы с сорняками, оказал неожиданное влияние на шмелей, опыляющих цветы. В шмелином гнезде, как и в пчелином улье, шмели-рабочие заботятся о подрастающем поколении. Фото: 10.1126/science.abf7482 В шмелином гнезде, как и в пчелином улье, шмели-рабочие заботятся о подрастающем поколении. Фото: 10.1126/science.abf7482

Под воздействием этого химиката насекомые становятся более вялыми и хуже заботятся о благополучии своих личинок, что может привести к гибели всей колонии.

Глифосат является самым широко используемым гербицидом в мире: препараты на его основе применяют и крупные агропредприятия, и частные хозяйства для борьбы с сорняками. Его действие основано на ингибировании ферментов, встречающихся только у растений, грибов и некоторых бактерий, поэтому препарат долго считался неопасным для животных и человека.

Тем не менее ситуация изменилась: Международное агентство по изучению рака уже признало глифосат потенциальным канцерогеном, а теперь выяснилось, что этот препарат вреден и для опыляющих цветы шмелей. Хотя он не вызывает непосредственной гибели насекомых, его воздействие на них может привести к уничтожению целых колоний.

Шмели — важные опылители растений в областях с прохладным климатом благодаря своей способности коллективного терморегулирования. Заключается она в том, что насекомые собираются вместе и начинают часто сокращать грудные мышцы, при этом не работая крыльями: выделяемое их телами тепло поднимает температуру гнезда до приемлемой отметки примерно 30 °C.

Когда же ученые решили проверить воздействие глифосата на шмелей и, разделив одну колонию на две части, начали кормить половину насекомых сахарной водой с добавлением «безвредного» гербицида, то обнаружили, что у шмелей нарушилось терморегуляционное поведение. В результате часть колонии, питавшаяся обычной пищей, благополучно вырастила потомство, а их сородичи, в чью еду добавляли глифосат, потеряли все свои личинки, когда в их гнезде стало слишком холодно.

Прежде чем беспомощная личинка превратится во взрослого шмеля, должно пройти немало времени

10.7717/peerj.6089

Пока исследователи не могут точно сказать, что именно повлияло на нарушение поведения шмелей: они лишь предполагают, что гербицид поразил симбиотические бактерии в кишечнике шмелей, а это, в свою очередь, вызвало жестокий дисбактериоз. Вероятно, шмели слишком плохо себя чувствовали, чтобы как следует выполнять свои обязанности в гнезде, что и привело к охлаждению личинок до критической температуры.

Таким образом, получено еще одно доказательство, что даже «безопасные» химические вещества могут самым неожиданным образом повлиять на другие биологические виды. Остается надеяться, что по мере сокращения использования глифосата шмели смогут вновь безопасно опылять цветы, вылетая на промысел самым прохладным утром, раньше всех других насекомых.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.