Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Мантуров — РБК: «стоит ли помогать металлургам при переходе на водород и когда в России появится первый серийный электромобиль»

Мантуров — РБК: «стоит ли помогать металлургам при переходе на водород и когда в России появится первый серийный электромобиль»

30/12/2021 18:48 / 👁 697 / Поделиться:
Интервью
Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал РБК, почему в 2022 году темпы инфляции начнут снижаться, стоит ли помогать металлургам при переходе на водород и когда в России появится первый серийный электромобиль. Кадр из видео интрервью, РБК. Кадр из видео интрервью, РБК.

«До 2060 года у нас точно есть время»

— Есть ли планы у Минпромторга по адаптации отраслей промышленности России к углеродной нейтральности, которой планируется достичь к 2060 году?

— В ходе конференции об изменении климата в Глазго наша страна заявила о планах комплексного решения задачи достижения углеродной нейтральности к 2060 году как за счет мер по контролю и снижению выбросов парниковых газов (в первую очередь, в энергетическом секторе), так и за счет управления природными экосистемами (лесами, тундрой, сельхозземлями, болотами и морями) и повышения их поглощающей способности. Правительством уже утверждена стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В углеродоемких отраслях промышленности (металлургия, химическая промышленность, производство минеральных материалов) закладывается внедрение технологий с низким уровнем выбросов парниковых газов и высокой энергоэффективностью, прежде всего с учетом концепции внедрения наилучших доступных технологий, которая была принята в 2014 году и заложила фундамент для экологической модернизации промышленности.

Сегодня наша металлургическая отрасль, наверное, одна из самых модернизированных не только в Европе, но и в целом в мире. Воспользовавшись хорошей международной конъюнктурой в 2000-е годы, компании направили сверхприбыль на модернизацию производств и, по сути, создание новых. Сейчас около 60% стали в России выплавляется из руды путем доменно-конвертерного производства с использованием в качестве восстановителя кокса, получаемого из коксующегося угля. При этом выбросы СО2 составляют около 2,3 т на 1 т стали. При использовании в электродуговых печах лома выбросы снижаются до 0,7 т СО2. Если для восстановления железа использовать водород, то выбросы будут практически равны нулю. Но для получения водорода нужно сначала произвести электричество. Сейчас в мире существуют только опытные металлургические установки такого типа, и при этом отсутствуют коммерчески доступные технологии получения водорода в объемах, необходимых для энергоперехода. До 2060 года у нас точно есть время, уверен, что наши предприятия справятся с этой задачей.

— Основной владелец «Северстали» и глава ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов оценил инвестиции в переход российской металлургии на водород в 10 трлн руб. Это совпадает с вашими оценками?

— По экспертным оценкам, переход на методы производства с нулевым выбросом углерода потребует от мировой отрасли капитальных вложений порядка $250 млрд. Затраты для российской отрасли оценить пока сложно, но они точно будут исчисляться десятками миллиардов долларов. При этом следует учитывать, что по мере перехода на безуглеродные технологии затраты на выплавку 1 т стали могут также существенно вырасти. Мы, конечно, будем использовать для расчетов и цифры «Русской стали».

— Посильна ли эта задача для российских металлургических компаний? Потребуются ли им меры поддержки?

— В предыдущие годы металлургические компании развивались самостоятельно. И сейчас эта отрасль самодостаточна и точно не требует изобретения каких-то новых мер поддержки. 10 трлн руб. на переход на водород, наверное, понадобится за весь период до 2060 года. Если разделить по годам, это не такие драматические цифры. Компании примерно столько и инвестируют ежегодно в развитие и модернизацию предприятий.

Напомню также, что на сегодняшний день в рамках инвестиционных проектов по снижению углеродного следа металлурги уже пользуются общеотраслевыми мерами поддержки, например механизмом специального инвестиционного контракта. Так, летом мы уже заключили первый СПИК по строительству в городе Выкса Нижегородской области завода «зеленой» металлургии «Эколант». Проект предполагает создание нового сталеплавильного комплекса без коксохимического и доменно-конвертерного переделов. Сталь будет производиться из железной руды методом прямого восстановления железа природным газом.

— Решена ли проблема обеспечения больниц медицинским кислородом? Какой объем кислорода могут производить российские предприятия в месяц? Нет ли риска дефицита при очередной волне коронавируса?

— По состоянию на 20:00 мск 29 декабря впервые за достаточно долгое время у нас в сводке, которая обновляется каждый день, отсутствуют регионы, обозначающие проблему с обеспеченностью медицинским кислородом. Сейчас снижаются показатели заболеваемости, мы это видим каждый день. С учетом того как штамм «омикрон» распространяется по другим странам, сложно сказать, какая будет заболеваемость в следующем году. Можно только строить математические модели, которыми мы, конечно, тоже руководствуемся.

Кислород в отличие от масок или лекарственных средств нельзя произвести впрок. Он имеет серьезную летучесть. Потери при хранении в сжиженном или газообразном виде — от 15 до 30% в месяц, поэтому очень сложно наделать его заранее. Но мы стараемся заполнить все производственные емкости, находящиеся в непосредственной близости от организаций системы здравоохранения, с постоянным пополнением, чтобы быть в боевой готовности.

Правительство согласовало поставки 177 кислородных концентраторов в 51 регион, на это выделено 5,65 млрд руб. Каждый регион берет на себя обязательства по внутренней разводке внутри больницы, чтобы оставить магистральный медицинский кислород для реанимации, а для средних и легких больных пользоваться кислородными концентраторами. Мы также выделили средства на модернизацию или строительство новых воздухоразделительных установок на предприятиях в регионах, где были приняты такие решения, для производства медицинского кислорода. Модернизация займет от трех месяцев до года, а строительство новых установок — до двух лет. Это уже капитальное строительство, но этим все равно нужно заниматься.

Мы пережили две серьезные волны коронавируса, когда была большая потребность в кислороде, не хочется столкнуться [c его нехваткой] в очередной раз. Будем делать все возможное, чтобы с этими задачами справиться. Для этого в том числе и разрабатывается программа о национальной биологической безопасности, которая должна учитывать и эти риски. [В случае острой необходимости] остается вариант закупки кислорода в тех странах, у которых высвобождаются остатки.

В штатном режиме в России производится около 10 тыс. т кислорода в сутки, во внештатном режиме — около 11 тыс. т. Система здравоохранения обычно потребляла 3,3 тыс. т кислорода, в самый пик — 3,5 тыс. т в сутки. И, конечно же, мы должны были, получая технический кислород, оперативно его медикализировать для последующей поставки в систему здравоохранения.

«Первый серийный электромобиль появится в России в ближайшие год-два»

— В августе власти решили не возобновлять программу льготного автокредитования, на которую из бюджета уже было выделено 5 млрд руб., из-за сильного роста рынка продаж новых автомобилей. Планируется ли поддержка спроса в 2022 году?

— Пока мы видим, что спрос превышает предложение, поэтому при таких параметрах запуск программы будет фактически дополнительной нагрузкой на производства. В этих условиях мы будем наблюдать за рынком и принимать решение исходя из динамики. Однако средства уже зарезервированы. На реализацию программы «Льготное автокредитование» предусмотрено 10,2 млрд руб. на 2022 год, 13,3 млрд руб. — на 2023-й и 13,5 млрд руб. — на 2024 год. Будем исходить из того, что применять подобный инструмент необходимо, когда его использование будет наиболее эффективным.

— Российские автозаводы освоили производство электробусов и готовятся к поставкам водоробусов. Когда в России появятся легковые электромобили российского производства, например АвтоВАЗа?

— Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России на период до 2030 года охватывает весь комплекс вопросов — от создания зарядной и водородной заправочной инфраструктуры, локализации компонентов для низкоуглеродного транспорта (включая батарею, водородные топливные элементы и силовую электронику) до стимулирования спроса на такой транспорт. В настоящее время объявлены конкурсы на заключение СПИК 2.0 по производству как электромобилей, так и тяговых батарей для электродвижения.

Мы предполагаем, что первый серийный электромобиль появится в России в ближайшие год-два. А в соответствии с целевыми показателями этой концепции общий объем производства электротранспортных средств в России до 2030 года [накопленным итогом] превысит 730 тыс. единиц, причем к окончанию этого периода годовой объем достигнет 10-процентной доли (217 тыс. единиц) от общего объема производства транспортных средств в России. С 2022 года для российских легковых электромобилей должна заработать новая мера поддержки — в рамках льготного автокредитования можно будет получить скидку в размере 25%, но не более 625 тыс. руб.

Тимофей Дзядко, Илья Доронов, РБК, полный текст интервью.

 

Последние новости

Популярные новости