Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Анализируй эко: поможет ли экологический туризм сохранить природу

Анализируй эко: поможет ли экологический туризм сохранить природу

24/10/2018 14:49 / 👁 1041 / Источник / Поделиться:
Десятую часть территории нашей страны занимают заповедники и особо охраняемые зоны. Попасть в некоторые из них удается лишь немногим, при этом популярные заповедники нередко сталкиваются с неконтролируемым турпотоком, который может представлять опасность для окружающей среды. На международной конференции «Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России» ведущие специалисты отрасли обсуждали, как обучать российских туристов уважительному отношению к природе и подготовить почву для развития этого направления. Корреспондент «Известий» посетил мероприятие, проходившее на курорте «Роза Хутор», и попытался выяснить, можно ли сделать экотуризм в России таким же прибыльным и осознанным, как в западных странах. Особо охраняемые природные зоны могут приносить многомиллиардную прибыль при правильном использовании. На фото Большой Тхач — горный массив на водоразделе рек Малая Лаба и Белая, расположен на Западном Кавказе, на границе Республики Адыгея и Краснодарского края. Фото: commons.wikimedia.org/Synaps-s Особо охраняемые природные зоны могут приносить многомиллиардную прибыль при правильном использовании. На фото Большой Тхач — горный массив на водоразделе рек Малая Лаба и Белая, расположен на Западном Кавказе, на границе Республики Адыгея и Краснодарского края. Фото: commons.wikimedia.org/Synaps-s

Экологический или устойчивый

В мире экологический туризм уже занимает десятую долю общей массы туристических поездок. В России же с этим явлением пока знакомы немногие: в основном национальные парки посещают жители близлежащих городов. Например, в США доходы от посещения национальных парков составляют $36 млрд. Самый популярный из них — Йеллоустоунский национальный парк — ежегодно посещает порядка 4 млн человек.

«На каждый доллар, вложенный государством, экотуризм дает $10 прибыли. Если убить волка, вы сможете продать его шкуру, но если сохранить ему жизнь и показывать туристам, то ваш заработок будет в разы больше», — рассказал руководитель проекта National Geographic Society Энрик Сала.

Для сравнения: один из самых популярных российских заповедников — «Столбы» — каждый год принимает около 700 тыс. туристов. Большинство из них приезжают из Красноярска. Всего же природные парки и заповедники по всей стране посещают порядка 6 млн человек.

Неизменно растет число туристов в Байкальском и Кавказском заповедниках. Но вместе с ростом популярности приходят и проблемы: всё больше любителей природы пробираются на территорию незаконным путем.

«На нашу территорию приходят люди, полные романтизма. Но заповедник — это туризм не для всех. Если вы начинающий, не стоит сразу идти на охраняемую территорию на сложный маршрут. Нужно находить баланс в продвижении услуги, чтобы не создавать ореол излишнего романтизма путешествий, и говорить о том, с чем люди столкнутся на маршруте», — пояснила заместитель директора Кавказского заповедника Ольга Пегова.

В первую очередь растут объемы оставляемого туристами мусора. Брошенную путешественниками пищу доедают дикие животные, в том числе медведи, которые выбирают наиболее легкий способ добычи пропитания. Некоторые посетители пренебрегают элементарными правилами безопасности, ходят по маршрутам в одиночку, не предупреждая экстренные службы о своем походе.

«Каждый год мы ищем людей, которые отклоняются от маршрута. Тех, кто не покупает билеты в заповедник, не регистрируется в МЧС. Часто это компании молодых людей, которые уезжают в горы. О своем походе они предупреждают только родственников, которые начинают сходить с ума, после того как они несколько дней не выходили на связь», — добавила представитель Кавказского заповедника.

Развивать и не навредить

В местах, где не испытывают трудностей с транспортной доступностью, существует угроза замусоривания территорий. Ежегодно волонтеры чистят территории Прибайкалья от мусора, оставленного туристами. В сентябре этого года на побережье собрали более 16 тыс. мешков мусора. Чтобы вывезти такие объемы, потребовалось 68 «КамАЗов».

«Наша главная тревога и забота — не потерять первозданный вид Байкала. Приезжающие туристы — это потенциальный рост воздействия на экологию региона. Что касается Байкальского заповедника, за пребывающими туристами, конечно же, нужен контроль. Если мы будем видеть деградацию, то придется ограничивать их число», — ответил на вопрос корреспондента «Известий» директор Байкальского заповедника Василий Сутула.

Для успешного развития экотуризма в России необходимо создать соответствующие условия. Нужно улучшать транспортную доступность регионов, активно продвигать туристические объекты и направления, а главное — отучать туристов от потребительского отношения к природе. У многих специалистов тем не менее возникают опасения, что развитие туризма несовместимо с защитой природы. Впрочем, разумный подход способен решить и эту проблему.

«Через развитие экологического туризма мы должны решать задачу защиты и сохранения природы, как ни парадоксально это кому-то бы показалось. Заповедники и парки должны зарабатывать, а источником этого заработка должен быть экотуризм. Задача непростая, но решаемая. Мы уже фиксируем увеличение доли туризма в ВВП нашей страны с 1,5% до 3,47%, и к 2025 году этот показатель может вырасти до 5%», ­— отметил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Развитие этого направления туризма способно решить еще одну важную проблему — создания рабочих мест в регионах. Туризм должен считаться не только с природой, но и с местным населением. Неконтролируемый туристический бум порождает не только горы мусора на территории, но и увеличение цен на продукты в магазинах.

«Проблема в непонимании правительством важности развития туризма. За последние годы мы отфутболили эту отрасль по разным ведомствам. Сейчас она прибилась к Минэконразвития. Надеюсь, что появится понимание того, как это важно для страны. Это и экономический эффект, и воспитание патриотизма, особенно местного. Возможность для молодых людей жить там, где они родились, а не бежать в Москву и Питер», — подчеркнул посол доброй воли ООН, первый заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Вячеслав Фетисов.

Опыт прошедшего чемпионата мира по футболу раскрыл колоссальный потенциал нашей страны в области въездного туризма. Важно не потерять этот импульс и показать иностранным гостям, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в России много удивительных мест, достойных посещения.

«Туризм — это то, что объединяет людей. Потому что не только видишь культурные и природные памятники, но и знакомишься с культурой страны, с людьми. Здесь нам есть чем удивить: радушие наших людей располагает. К сожалению, мы видим, что в мире не только искусственно выстраиваются границы между государствами, но и пытаются еще ставить какие-то рамки», — считает президент Федерации спортивного туризма России Сергей Миронов.

Сдерживание ценой

Некоторые районы, например русская Арктика, не приспособлены к массовому туризму, как полагают местные эксперты. Основной сдерживающий фактор развития арктического туризма — высокие цены. Авиаперелеты, вертолетные заброски и тем более круизы на ледоколах по карману только очень состоятельным туристам. Если сделать этот вид отдыха доступным, то через пять лет Арктику придется вновь очищать от мусора, но на этот раз не от металлолома, а от пластиковых бутылок и отходов жизнедеятельности.

«Это вопрос, требующий серьезного рассмотрения. Для каких-то мест недостаточное развитие инфраструктуры может быть плюсом, — заявил глава Ростуризма, — Когда мы говорим об экологическом туризме — это не только экономика. Это и комфортная среда, создание рабочих мест, идеология и патриотизм. Тут очень много глубоких понятий, объединенных в одном термине. Мы рассматриваем вопрос развития экологического туризма применительно к той или иной территории. У нас страна огромная: экологический туризм в Арктике отличается от экотуризма на Кавказе и на Камчатке», — добавил Олег Сафонов.

По мнению иностранных специалистов, экотуризм как раз является механизмом защиты природы от вредного воздействия человека, а не наоборот. Доходы, полученные от посещения национальных парков туристами, должны вкладываться в охрану природы.

«20 лет назад мы глубоко озаботились вопросом экотуризма и приняли Хартию туристов, которые посещают особо охраняемые территории. Экологический туризм — это не только место, которое называется ООПТ или национальным парком. Это восприятие всего комплекса природы на той или иной территории. Мы не забываем о своей важной миссии, чтобы люди посмотрели на природу в целом и не забывали, что нужно предпринимать усилия для ее сохранения», — сказала исполнительный директор Europarc Federation Кэрол Ритчи.

По ее словам, в таких странах, как Россия, туристов привлекает именно первозданная уникальная природа. Поэтому слепое копирование опыта других государств лишь навредит и природе, и туристической привлекательности страны.

«Туристам не нужна вторая Швейцария. Они хотят увидеть что-то новое и неповторимое. Всё начинается с людей, которые гордятся своим регионом, готовы поделиться опытом, открыть свои сердца приезжающим. Вне всякого сомнения, нужно работать совместно с местным сообществом», — добавила глава Europarc.

Проторенные тропы

Иностранные специалисты не склонны видеть в туристах угрозу для экологии. Более того, отмечается существенный рост числа людей, увлеченных специальными видами экотуризма, таких как наблюдение за птицами (бердвотчинг) и дикими животными, фотоохота за китами и косатками.

«Туристы заинтересованы в том, чтобы сохранять природу для будущих поколений. Количество людей, посещающих природные территории, растет постоянно. Это быстрорастущий сегмент и один из секторов такого вида туризма — наблюдение за птицами. 20% всех людей, живущих в Европе, увлечены бердвотчингом. Это устойчивый тренд. Люди путешествуют по миру, чтобы увидеть редких птиц. С точки зрения экономики — это большой бизнес», — считает основатель норвежской компании Linking Tourism & Conservation Питер Прокош.

Пока же национальные парки интересуют лишь 7–10% туристов в нашей стране. Основными направлениями продолжают оставаться пляжный отдых и путешествия по городам. При этом массово посещают около 6% национальных парков, которые находятся вблизи крупных городов. Только в пять особо охраняемых природных территорий (ООПТ) поток туристов превышает 100 тыс. человек в год, а остальные 94% фиксируют крайне малое число посетителей.

«В советское время существовали всесоюзные туристические маршруты, их было порядка 400. Экотуризм — это ограниченный доступ на природу, а природный туризм — массовый, с созданием определенных условий, которые не будут наносить природе ущерб. Это создание инфраструктуры, которая будет регулировать эти потоки. Ее основа — природно-рекреационные тропы. Они сохраняют возможность снять нагрузки со всех территорий и направить ее по определенному каналу. Сохранение природы требует экономических ресурсов, которые невозможно получить без массового потока», — отметил эксперт «Общероссийского народного фронта» Александр Железняк.

Люди не едут в новые места не только из-за труднодоступности, но и из-за того, что попросту не знают о многих красивейших уголках нашей страны. Большинство россиян и иностранцев наслышаны о вулканах Камчатки, природе Байкала и Сахалина, но менее раскрученные места — Мальпупунер, Большой Тхач, Аракульский шихан, Бермамыт и сотни других — остаются вне поля зрения туристов. Продвигать менее известные направления и природные парки можно было бы через соцсети и с привлечением известных путешественников и блогеров.

«Туристы следят за тем, что сейчас происходит в социальных сетях. Мы обязаны продвигать это направление не только через организации, но и при помощи известных людей, блогеров. Те же Камчатка и Сахалин во всем мире на слуху уже долгое время. Эти места уже стали брендами Российской Федерации, связанными с туризмом», — рассказал в беседе с корреспондентом «Известий» Вячеслав Фетисов.

Российские специалисты были впечатлены финансовыми показателями национальных парков в США. Но им не составило труда назвать причины, по которым такая модель не работает в России. Многие винят отсутствие кадров: в ряде заповедников число сотрудников не превышает 25 человек. А названный на пленарном заседании уровень зарплаты директора национального парка гораздо ниже средней по России и составляет 23 тыс. рублей.

Другие эксперты сетуют на непродуманную законодательную базу, из-за которой невозможно решить злободневные вопросы. К примеру, по нормам запрещено устанавливать автономный туалет на территории. В итоге туристы, заплатившие десятки тысяч за то, чтобы добраться до заветной точки на карте, сталкиваются с непривычным для себя уровнем комфорта.

Последние новости

Популярные новости