Опубликовано 21/10/2018, в 12 ч. 10 мин., 563 просмотров

Биологи создали "лекарство" от курения

По оценкам исследователей, около 60 процентов людей, однажды взявших сигарету, становятся ежедневными курильщиками. Фото: depositphotos.com

Биологи из института Скриппса (Scripps Research) разработали фермент, разрушающий никотин в кровотоке до того, как он достигнет мозга. Таким образом, тяга к курению практически сводится к нулю, и исключается вероятность рецидива.

Способ, успешно испытанный на лабораторных мышах, опубликованв журнале Science Advances.

По оценкам исследователей, около 60 процентов людей, однажды взявших сигарету, становятся ежедневными курильщиками. Из тех, кто бросил, примерно 75 процентов возвращаются к пагубной привычке.

Избавление от зависимости путем предотвращения попадания никотина в мозг давно считается одним из многообещающих методов. Однако у ученых не получалось создать средство, которое при своей эффективности не воздействовало бы на психику и общее состояние здоровья человека.

Случайным образом такое вещество разработали исследователи под руководством доцента института Скриппса Оливье Джорджа. Фермент NicA2-J1 является модифицированной версией природного фермента, продуцируемого отличающейся разнообразным метаболизмом бактерией Pseudomonas putida.

Первые исследования показали, что NicA2-J1 разлагает почти весь попавший в организм никотин, оставляя лишь его следы, которые позволяют избежать абстинентного синдрома.

- Данный подход оказался весьма интересным, поскольку он снижает зависимость от никотина, при этом не вызывая тягу и другие тяжелые симптомы отмены курения. Кроме того, он работает в кровотоке, а не мозге, поэтому его побочные эффекты минимальны, - приводит слова Джорджа издание EurekAlert!

Более детальные результаты биологи получили во время второго исследования. Для него в лаборатории специально вырастили мышей, демонстрирующих склонности курильщиков. Животных приучили потреблять содержащую никотин воду, которая поступала при нажатии специального рычага. Доступ к нему в начале эксперимента открывался с промежутком в 21 час. Таким образом у мышей выработалась зависимость. Через 12 дней период увеличили до 48 часов - у подопытных проявились симптомы абстинентного синдрома и усугубляющейся зависимости. Их не останавливала даже возможность удара током - в трети случаев при нажатии на рычаг срабатывали электрошокеры.

Мыши, которым начали вводить NicA2-J1 в дозе 10 мг/кг, продолжили потреблять воду с никотином, но частота приема у них резко сократилась по сравнению с сородичами, не получавшими фермент. Кроме того, у них не наблюдалось признаков агрессии и раздражительности, обычно сопровождающих отмену зависимости.

- Процесс отказа от привычки оказался для них менее суровым. Это уникальное свойство фермента NicA2-J1 - он разлагает количество никотина достаточное для снижения уровня зависимости и оставляет столько, сколько необходимо, чтобы не испытывать тяги, - пояснил Джордж.

Биолог добавил, что разработанное его группой вещество также снижает импульсивную мотивацию для поиска никотина и возможность рецидива - после воздержания в течение 10 дней мышам ввели инъекции с никотином, но признаков зависимости они не показали.

В ближайшее время команда биологов намерена начать тестирование применения фермента на людях.